На то она и политика

26 января 2009, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Государственная политика в сфере экономики всегда находится под пристальным вниманием, во времена сложные угол зрения меняется. Это уже не просто анализ последовательности тех или иных действий и выводы, каким образом могут повлиять те или иные инициативы власти на бизнес. Это ожидание помощи и, если будет угодно, претензии, требования адекватных ситуации решений. Из экономической истории и собственной практики участники реального сектора прекрасно понимают: какими бы не были внешние условия, последнее слово за внутриполитическими мероприятиями. Именно они выносят приговор: казнить или миловать.

Кризисная ситуация в России, разумеется, тоже вынудила сначала Правительство РФ, а следом администрации регионов, муниципальных образований принимать некие антикризисные меры. В первую очередь была оказана поддержка финансовому сектору, затем началось смещение акцентов на реальный сектор экономики, формирование списков компаний, нуждающихся в поддержке и заслуживающих ее, налоговые послабления. И это только начало, работа продолжается, активная позиция власти демонстрируется на всех уровнях и достаточно широко. Сохранение рабочих мест, создание новых и в этой связи поддержка заявленных в лучшие времена инвестиционных проектов — задача, которую называют приоритетной в администрациях сибирских регионов.

Но интересно другое — насколько эффективны эти решения. Насколько они интересны и полезны реальному сектору экономики. Тушат ли они пожар либо формируют перспективу развития того или иного сектора экономики. Сгладят ли они последствия кризиса или в обозримом будущем, напротив, «выстрелят» еще большим падением производства.

Один из свежих примеров, который был достаточно широко освещен в прессе, — действия государства на рынке недвижимости. Помощь в результате обернулась медвежьей услугой для строительных компаний. Они оказались не готовы продавать администрациям регионов построенные метры ниже рыночной цены, и переговоры затянулись на несколько недель. Конечно, с одной стороны, можно говорить о том, что игрокам рынка недвижимости давно пора поумерить аппетиты и пересмотреть стоимость своей продукции адекватно ситуации. Это вполне справедливо. Как знать, может быть, через некоторое время и 36 тыс. рублей за 1 кв. м будут казаться недосягаемой мечтой строителей. Но, с другой стороны, не приведет ли подобная политика к дальнейшему, еще более сильному обвалу рынка и разорению не только мелких, но и крупных, сильных компаний? Ведь как таковых предпосылок для реального снижения стоимости квадратного метра, несмотря на все многочисленные совещания, так за время благоприятствования создано и не было. Воз с давно набившими оскомину проблемами строительной отрасли (все их уже знают наизусть) и ныне там. За счет чего в таком случае могут сегодня компании снизить свои расходы в соответствии с упавшими доходами? Ответ лежит на поверхности. Нет, конечно, в конце концов, после длительных переговоров нашлись желающие продать жилье. В Новосибирской области, по последним данным, закуплена уже треть от запланированных площадей. Живые деньги есть живые деньги. Но стоит еще раз поразмышлять: какой выйдет та же строительная отрасль из кризиса? Эффективной, готовой работать больше и лучше, или до светлых дней дотянут жалкие остатки и ее придется создавать заново? Подобная ситуация может возникнуть в любой сфере.

Безусловно, всем не поможешь. Именно кризис проверяет компании на жизне­способность. Но, наверное, те или иные шаги стоит не только предпринимать или говорить о том, что они предприняты (немало сегодня и таких примеров), но и постоянно анализировать действия и решения. Проводить мониторинг ситуации и корректировать программы в зависимости от возникающих тенденций. Пожалуй, это единственная приемлемая из всего существующего многообразия тактик в кризисные времена.