Такое вот кино

Дмитрий Лапин
26 января 2009, 00:00
  Сибирь

Вредит мне историческое образование. Буквально жить мешает. Например, из-за него срывается культурный отдых. В те же кинотеатры нормальные люди ходят за впечатлениями, удовольствие получают. А я попаду туда пару раз за год — и какой конфуз! И мне ничего, кроме негативных эмоций, и окружающим морока.

Тут узнал, что «самая громкая кинопремьера» 2008 года — российский блокбастер «Адмирал» номинирован Национальной академией кинематографических искусств и наук России на «Золотой орел» в категории «Лучший игровой фильм». Получит он эту премию или нет — не знаю. На мой взгляд, на награду в номинации «Лучший распил бюджета-2008» это произведение могло бы претендовать со стопроцентным успехом. А авторы сценария — на специальный приз имени Незнайки «За наихудшее знание отечественной истории» в номинации «Отмывание добела черного кобеля». То, что режиссер натворил со сценарием, может быть объяснено так — наверное, не любит человек читать и не знает ничего про флотоводца, адмирала нашего незадачливого, сменившего эту профессию на призвание «спасителя России». Но сценаристам-то надо памятник ставить! В виде большого отверстия формата «мозговая дырка».

 Поскольку я не искусствовед и не театральный критик, актерскую игру и режиссерское мастерство вышеупомянутого «кино» оцениваю в непрофессиональных выражениях — как «никакие». Сам режиссер Андрей Кравчук честно признался: мол, «мы, создатели фильма, не ставили своей целью детальное отображение истории, сконцентрировавшись на отображении личности адмирала Колчака, стремясь наглядно показать то, чего нам остро не хватает сегодня — понятия долга, чести, нравственности, умения сохранять достоинство и выдержку в любых обстоятельствах». Другими словами, «берите, дети, пример с упомянутого его превосходительства адмирала» — вон он какой был замечательный: и на балах пляшет, и из пушки палит, и молебен на минном поле под 210-миллиметровыми снарядами закатил, и страну от большевиков пыжился спасти! Ля-ля-ля — всем ребятам пример! — подразумевает режиссер. Оставим это на его совести. В конце концов, содержание фильма придумал не он. А вот зачем сценаристы делали из Александра Васильевича Колчака того, кем он никогда не был — совершенно непонятно.

Но вернемся в кинозал. Фильм начинается со сцены морского боя. Из телевизора нам много недель вещали в промороликах — «это что-то невероятное, невиданное в отечественном кино­искусстве». Я не поверил, пошел удостовериться. И не зря — когда юные барышни вокруг ахали и охали, я, извиняюсь, ржал как конь, не в силах ничего с собой сделать. Одна матросская реплика в той самой сцене: «У нас топливопровод перебило!» — ввела меня в состояние неконтролируемого веселья. Что, извините, господа авторы сценария, перебило? На угольном миноносце-то? Топливопровод там — это лопата у кочегара, ее, наверное, и поломал злобный кайзеровский осколок? Ах да, извините, автор сценария этой приторно-белогвардейской вампуки — дама, Зоя Кудря. Ей военно-морские тонкости изучать — не стоит даже и пытаться. Так там еще один автор есть, мужского пола, но он, видимо, тоже не в курсе действий Балтфлота в 1914–1917 годах. Правда, они совершенно не знакомы и со всей дальнейшей деятельностью адмирала, как и Гражданской войны в целом — но это неважно! Про человека же фильм, не про историю! Лучше, барышни, достаньте платки — вон какой красавец, Верховный правитель адмирал Колчак пытается спасти Россию-матушку от злобных комиссаров, а ничего не получается. Его предают и коварно убивают, не давая даже (какой ужас!) вдоволь пообщаться с молодой любовницей. А в сибирских селах, между прочим, еще лет тридцать после окончания Гражданской войны бабушки своих внуков Колчаком пугали — уж таким он и его войско в памяти очевидцев остались.

Придя из кинотеатра, я наспех достал дома любимые DVD и пересмотрел два раза вертолетную атаку под «Полет валькирий» из «Апокалипсиса», один раз высадку на Иводзиму из «Флаги наших отцов», лучшие места из «Блэк Хок Даун» и «Они сражались за Родину» целиком. Отпустило. Последний раз такое было после просмотра не менее громкого достижения нового русского кинематографа — «Девятой роты». Ну, там хоть липкой сладкой патоки в мозг не наливали и актеры играют как надо. Там просто писатель Юрий Коротков поставил с ног на голову реальную историю реального боя. В итоге результативная операция «Магистраль», проведенная в 1987 году командованием 40-й армии, превратилась на киноэкране в глупый, нелепый и кровавый фарс. Но подавалось это зрителю как «исключительно правдивое отображение». Ладно, дело прошлое, хотя по мне — когда автор сценария вместе с продюсером и режиссером искажают реальные факты до неузнаваемости, они не должны пожинать плоды кинопремий и хвалебно-проплаченных рецензий, не подсчитывать сборы в кассах и чувствовать себя мэтрами от кинематографии. Должно быть так: снял (пусть и достаточно профессионально) подобное — получи приз симпатий имени доктора Геббельса и переключайся на документальные фильмы. Вон — в школах учебников не хватает — надо снять блокбастеры про почкование инфузорий и пособие по технике безопасности на уроках геометрии. И никакой истории! Ибо люди, способные исказить до неузнаваемости реальный факт при живых свидетелях (в настоящей девятой роте 7 января 1988 года на высоте 3224 погибло 6 десантников из 39), дальнейшего доверия не заслуживают.

 А в 23 февраля и 9 мая я вообще стараюсь не включать телевизор. Только если там идет какой-нибудь из старых фильмов. Поскольку новые, наспех снятые военно-патриотические поделки типа сериалов про «спецназ» или «про войну и разведчиков» — вообще за гранью. Хотя это уже совсем другая история…

А в кинотеатр в ближайший год пойду только с дочкой на мультфильмы.