О прошлом и будущем

Москва, 09.02.2009
«Эксперт Сибирь» №4-5 (240)
Рынок бизнес-образования ищет сегодня варианты работы в условиях резкого снижения спроса на услуги. Уникальные и вместе с тем раскрученные программы обучения могут стать хорошим подспорьем

Совершенно очевидно, что в текущем году расходы на бизнес-образование будут существенно сокращены компаниями. Что бы там не говорили участники рынка, это одна из статей, от которых все-таки можно отказаться в условиях сложного финансового положения. Так что нет сомнений в том, что это время переживут далеко не все, кто оказывает образовательные услуги деловым людям. Российская ассоциация бизнес-образования в ответ на такой прогноз еще в конце прошлого года высказала намерение заняться обучением самих бизнес-тренеров тому, как управлять школой, институтом в условиях кризиса.

Ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников полагает, что как раз сейчас настало то время, когда потребитель начнет ценить эксклюзивность, уникальность, эффективность предлагаемых программ обучения.

— Сергей Александрович, каковы сегодня настроения на рынке бизнес-образования, наблюдается ли снижение спроса?

— Пока говорить об изменениях спроса на наше образование рано. Весенний набор у нас только начался и закончится во второй половине марта. Но есть все основания полагать, что он будет не хуже прошлогоднего. А возможно, даже лучше. И причиной тому, конечно, кризис. Учиться «завтра» будет уже поздно. Потому что именно сегодня надо демонстрировать результаты своего образования: способность видеть целостную картину бизнеса, оперативно принимать стратегические решения и управлять изменениями. Неслучайно главным испытательным сроком для менеджера является кризис, когда управленец либо демонстрирует свою грамотность, компетентность и изощренность, либо оставляет поле боя. Уверен, бизнес-образование как услуга в ближайшее время будет востребовано как никогда.

Оптимизм в отношении набора нам дают и характеристики нашего продукта. Во-первых, ЛИНК всегда учил менеджеров работать в условиях повышенной турбулентности внешней среды. Основная идея нашего образования заключается в том, что не существует универсальных рецептов решения проблемы и невозможно разработать единственно верную стратегию. Поэтому мы учим использовать полученные знания. И не просто использовать, а делать это в разных контекстах окружающей среды. Именно на этом инновационном подходе строим свои программы обучения менеджменту. Поэтому нам не приходится ничего менять в своей технологии и содержании, чтобы стать «актуальнее» во времена кризиса.

Во-вторых, ЛИНК учит использовать знания «здесь и сейчас», потому что, как я говорил, «завтра» будет уже поздно. Мы основываем все задания на обращении студента к собственной практике и выработке рекомендаций по ее совершенствованию. Ситуация, в которой находится компания обучающегося, становится его личной case-study с самых первых
занятий.

Еще один аспект, который дает нам уверенность в том, что наши услуги будут востребованы, — это возвращение наших потенциальных клиентов краткосрочных программ (тренингов и семинаров) на средне- и долгосрочные программы. Тренинги развивают лишь определенные навыки. Сейчас, когда окружающая обстановка очень быстро меняется, доведенного до автоматизма умения решать задачи недостаточно. Надо видеть проблемы шире, в системе и принимать уникальные решения, опираясь на контекст.

— Тем не менее многие сегодня будут принимать решения о снижении расходов на обучение персонала. Вы с этим не согласны?

— Менеджер всегда имеет право на ошибку. Но в условиях кризиса ее цена возрастает в несколько раз. Если сравнивать цену промаха и стоимость обучения, первая будет несоизмеримо больше. Мы внимательно следим за спросом в среде корпоративных заказчиков и можем авторитетно заявить, что единственным изменением у этого рода клиентов является смещение приоритетов «кого учить». К нам стали направлять больше топ-менеджеров. И это неслучайно: именно они отвечают за внедрение «бережливых» процессов, совершенствование управления и администрирования, за реструктуризацию бизнеса, то есть за все ключевые решения в компании.

— Насколько, на ваш взгляд, эффективны технологии дистанционного обучения? Они, в принципе, дешевле, может, компаниям стоит перейти на эту систему обучения?

— Технологии традиционного образования остались в прошлом веке, и мы просто не имеем морального права использовать старые университетские формы обучения (лекции и семинары) в среде новаторов, менеджеров, которые пришли к нам научиться быть лучшими в современном мире. Мы используем технологии blended-learning, где каждый элемент направлен на развитие профессиональных и личностных качеств. Это довольно сложная технология, сильно отличающаяся от традиционной, но в то же время максимально приближенная к профессиональной жизни менеджера. Студент самостоятельно изучает и прорабатывает учебную информацию, рефлексирует, делясь выводами с сокурсниками и тьютором в интернет-конференции. Письменные работы оцениваются по непривычным для нас критериям, но типичным для условий, которые диктует нам внешняя среда: это и правильное понимание задачи, и уместность использования концепций, и креативность мышления. В групповых работах (на тьюториалах) во время решения case-study не только на практике закрепляется изученный материал, но и происходит обмен профессиональным опытом через рациональные предложения членов группы. Учиться по такой технологии непросто, тем более что необходимо выдерживать заданный темп. Но только так, преодолевая сложности, рождается профессионал, личность, способная противостоять череде непрерывных вызовов, в среде которых живет современный человек.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№4-5 (240) 9 февраля 2009
Сокращение ГРР
Содержание:
Эра геологических закрытий

Мировой финансово-экономический кризис вносит коррективы в планы развития компаний нефтегазового сектора. Сокращение инвестиций прежде всего коснется геолого-разведочных работ. В будущем это может грозить падением объемов добычи углеводородов и сокращением ресурсной базы

Реклама