Съежится — не съежится

Игорь Мельник
23 февраля 2009, 00:00
  Сибирь

Операторы ШПД, как и логистические компании, между двух огней: важно сохранить доход-ность и не отпугнуть клиентов повышением цен

Рынок широкополосного доступа, активно развивавшийся в прежние годы, похоже, ожидает стагнация. Виной всему ситуация в корпоративном сегменте, доля которого в Сибирском федеральном округе достигает 45–60%: объемы этого рынка к концу года могут упасть.

Мнения разделяются: коммерческий директор магистрального оператора «ТТК-Западная Сибирь» Александр Перепелица, наоборот, считает, что, несмотря на тенденцию к снижению объема потребления трафика, хоть и небольшому, рынок только замедлит темпы роста, а количество интернет-пользователей среди предприятий крупного, среднего и малого бизнеса продолжит свой рост, и к концу 2009 года уровень проникновения может превысить 80%.

Полосатая карта

Насыщенность рынка ШПД сегодня идет по убывающей с запада на восток. Наиболее развитым в этом отношении традиционно считается Новосибирск, где предоставляют услуги практически все федеральные игроки. По нему же ударит сильнее всего: в связи с высокой долей корпоративного сегмента (более половины рынка), можно ожидать стагнации и чуть ли не снижения объемов. Такой точки зрения придерживается генеральный директор компании «РИСС-Телеком» (Новосибирск, бренд BusinessBox) Лев Бухгейм. Он говорит, что корпоративный сегмент может упасть на 20–30%, как за счет уменьшения объемов потребляемых услуг, так и из-за причин, связанных с трудностями бизнеса клиентов.

Рынок Красноярского края также высококонкурентен, как и в Западной Сибири, здесь сегодня работают более 50 средних и крупных провайдеров, сильны позиции региональных операторов. Лидеры — «Сибирьтелеком» с торговой маркой Webstream, «Билайн», не так давно объединившийся с «Голден Телекомом», «ТрансТелеком», устойчивые региональные провайдеры «Интертакс», «Красноярский ПТУС», КБ «Искра», «Саяны» (торговая марка «Краслан»), «Орион-Теле­ком». В 2008 году активно начал работать под торговой маркой «Мультима» «Норильск-Телеком». Сегодня, по данным специалистов «ТТК-Сибирь», уровень покрытия сети на территории Красноярска составляет не менее 90%, в Ачинске — 60–70%, однако уровень проникновения в Красноярске на конец 2008 года оценивается в 22%, а по Красноярскому краю в целом — 7–8%. Стоимость магистрального трафика в крае в течение 2008 года упала в пять раз, для конечного потребителя — в три–четыре раза.

Здесь кризис на рынок повлияет несильно. «Явной стагнации все же не произойдет. Разориться и уйти могут только мелкие операторы, для которых потеря 500 абонентов — смертный приговор. На общую структуру рынка их уход не повлияет. Пострадать могут агрегаторы — провайдеры, пропускающие трафик магистральных операторов через свои сети с целью дальнейшей перепродажи более мелким игрокам и крупным корпоративным клиентам. В силу особенностей бизнеса количество клиентов у них невелико. И если из 20 клиентов они потеряют двоих-троих партнеров, это будет серьезным ударом по бизнесу», — говорят в «ТТК-Сибирь». Рост рынка в краевом центре ожидается на уровне 10–15%, в основном за счет освоения операторами уже обслуживаемой территории.

Меньше всего должен коснуться кризис Восточной Сибири, где по-прежнему огромный потенциал для роста. Наиболее развитым городом можно назвать Иркутск, где сегодня доступ к ШПД есть на примерно 80% территории города (для сравнения, в Улан-Удэ максимум 60%), а рынок повторяет развитие новосибирского полуторагодичной давности. В настоящее время в Иркутске идет активная конкурентная борьба в связи с появлением на рынке новых игроков, а операторы активно проводят политику снижения стоимости 1 Мб. В 2009 году здесь ждут роста не более 20–25% при ожидавшихся 40%, не исключая, что произойдет сокращение абонентской базы, снижение ARPU. По экспертной оценке специалистов «ТТК-Байкал», число абонентов вырастет лишь на 15%, ARPU снизится на 20% в сфере обслуживания юридических лиц, в сфере обслуживания физических лиц — на 6%.

Заложники валютных спекуляций

Основные расходные статьи операторов сегодня — оборудование и персонал. Несмотря на некоторое оживление рынка труда технического персонала, дефицит квалифицированных кадров все еще есть, поэтому зарплаты сотрудникам поднимать необходимо из-за инфляции. Расходы на закупаемое за рубежом оборудование растут пропорционально курсу доллара и евро, поэтому участники телекоммуникационного рынка оказались в сложных условиях, некоторые заморозили программы развития сети и модернизации. Но не все. «Нам приходится сталкиваться с тем, что некоторые игроки замораживают свои инвестпрограммы, но сами мы пока не приостановили на 2009 год ни одного проекта, — рассказывает директор новосибирского филиала «Северен-Телеком» Сергей Бойко. — Конечно, пришлось определенным образом пересчитать бюджеты, но о заморозке речи не идет: необходимо продолжать подключать бизнес-центры, независимо от кризиса и цены оборудования. Чтобы работать эффективнее, в начале 2009  года мы нарастили штат менеджеров продаж. Мы не отказались и от экспансии в регионы. В Томске уже запущен филиал, работают филиалы в Омске и Барнауле, а в апреле-мае будут готовы к коммерческой эксплуатации сети в Красноярске и Кемерове. Очень помогает то, что человеческие ресурсы сегодня высвобождаются: ряд операторов сокращает своих сотрудников, и мы при этом с удовольствием забираем хороших специалистов».

Есть и другие позитивные сдвиги. Отношения с владельцами бизнес-центров (БЦ) — давняя головная боль операторов связи. Операторы говорят, что договариваться с ними стало проще: девелоперы, которые оказались в сложных финансовых условиях, стали легче идти на контакт. С другой стороны, ряд БЦ в связи со снижением доходности уже выставил операторам предложения по повышению арендной платы. Операторы, которые не могут, как обычные арендаторы, прекратить договоры аренды с БЦ, поскольку связаны по рукам и ногам обязательствами перед клиентами, вынуждены искать компромисс.

Оставшиеся абоненты сегодня пытаются экономить: чаще всего отказываются от резервирования каналов, то есть услуг второго оператора, переходят на более дешевые тарифы, сокращают потребление трафика. «Есть случаи, когда компании сокращают штат, и им технически нужны меньшие объемы трафика и телефонии — они переходят на более скромные тарифные планы. Есть организации, которые не сокращаются, но пытаются оптимизировать свои расходы: договариваются о скидках, пересмотре графиков платежей. Важно в этой ситуации понимать, что проблемы, связанные с кризисом, пройдут, а партнерские, дружеские отношения останутся. Прежде распространенной практикой было, когда при заключении договора крупные корпоративные клиенты брали на себя обязательства по потреблению определенного объема трафика в обмен на бесплатное подключение. Договоры заключались на длительный срок, и теперь клиенты формально не могут перешагнуть на более экономичные тарифные планы. Даже в этих случаях мы стараемся идти навстречу, ищем компромиссы», — говорит Сергей Бойко.

Халява заканчивается

После многолетнего снижения рынок может ждать повышение цен на Интернет, в связи с инфляцией и девальвацией рубля. Но не во всех регионах. В Новосибирске, например, они вырастут точно, причем ударят в первую очередь по частным пользователям. «Сегодня многие операторы продают трафик себе в убыток, поэтому до конца года цены скорректируются в сторону увеличения. Повышения можно ожидать на 10–15 процентов в целом по рынку. При этом сегмент частных пользователей почувствует подорожание уже в скором времени, так как цены здесь сейчас ниже себестоимости, а юридические лица — примерно через полгода, потому что сейчас для операторов важно сохранить клиентов», — комментирует ситуацию с ценообразованием Лев Бухгейм.

Александр Перепелица считает, что для корпоративных клиентов цены наоборот, снизятся, хотя и несильно: «На рынке ШПД для корпоративных клиентов среднегодовое снижение цен составляет около 15–20 процентов. Кризис в экономике, наметившийся осенью 2008 года, внес свои коррективы в развитие рынка телекоммуникаций, а в некоторых регионах существенно повлиял на ценообразование в отрасли. Так, например, за последний год в Новосибирске стоимость услуги ШПД для корпоративных клиентов снизилась в несколько раз. Сейчас ситуация стабилизировалась. Ожидать серьезного сдвига в сторону снижения стоимости услуг доступа в Интернет в 2009 году не стоит. Стоимость услуги будет приближена к среднерыночной. Те операторы, которые еще не успели снизить цены, будут вынуждены это сделать. Однако коренным образом это ситуацию не изменит. По нашим прогнозам, максимальное снижение цен на ШПД для предприятий малого, среднего и крупного бизнеса в течение полугода не превысит 8–10 процентов».

По мнению Сергея Бойко, удешевление трафика магистральных операторов может уравновесить повышение цен на оборудование, связанное с ростом курса доллара. В результате стоимость доступа в Интернет для конечного клиента ощутимо не изменится. «Тем не менее ряд новосибирских операторов в конце прошлого года в погоне за выручкой и увеличением клиентской базы опустили цены ниже себестоимости в расчете на общий тренд снижения цены трафика. Они, по-видимому, будут вынуждены вернуть тарифы на прежнюю высоту», — комментирует он.

В Красноярском крае цены тоже могут повыситься, особенно на рынке розничного доступа в Интернет, в связи с отказом ряда операторов от инвестиционных проектов по его освоению и снижению остроты ценовой конкуренции между провайдерами.

В Иркутске и восточнее, где тарифы и так высоки, о повышении говорят только в далекой в перспективе, более реальной представляется ситуация со снижением темпов падения стоимости услуг.