Рост исчерпан, время уйти в ШПД

Игорь Мельник
23 февраля 2009, 00:00
  Сибирь

Прежде, говоря об изменениях на рынке сотовой связи, эксперты делали упор на новые тех-нологии и услуги. Кризис придал актуальность вопросу о цене

Вначале 2009 года уровень проникновения сотовой связи в Сибири закрепился на отметке 120%. Для сравнения — по всей стране аналогичный показатель составил 132%. Это значит, что на 19 млн 553 тыс. человек, проживающих на территории СФО, зарегистрировано 23,4 млн сим-карт различных сотовых операторов. Именно по количеству сим-карт операторы оценивают свои доли рынка.

Операторы считают свои сим-карты по разному: МТС, например, списывает неактивные сим-карты через шесть месяцев, а «ВымпелКом» и «МегаФон» — через три. Поэтому разница между активными абонентами и активными сим-картами довольно существенна. Пример: после того как в начале 2008 года «Вымпелком» сократил период списания сим-карт с шести до трех месяцев, его доля в Сибири, по данным Json&Partners, уменьшилась с 35% до 24%, то есть практически на треть. Реальное количество абонентов значительно ниже, чем число зарегистрированных сим-карт, и определить его довольно сложно, да и операторы не горят желанием выдавать такие цифры. Более точным является подсчет числа работающих терминалов. По данным аналитиков, их доля колеблется от 50% до 65% в зависимости от методики учета, в отношении к показателю «абонентской базы».

Удержать клиентов

2009 год станет для сотовых операторов сложным. По прогнозам МТС, объем рынка услуг сотовой связи в России в 2009 году снизится на 10,5% по сравнению с 2008-м. Способствуют этому два фактора: тяжелое положение корпоративных клиентов, доля которых в настоящее время в доходах сотовых операторов составляет 15–20%, и девальвация рубля — она существенно бьет по карману операторов, массово закупивших оборудование третьего поколения в 2007–2008 годах. В этих условиях поставщикам услуг становится критически важно удержать оставшихся корпоративных клиентов и запустить в коммерческую эксплуатацию 3G-сети как можно быстрее: доходы от абонентов, активно использующих 3G, в несколько раз выше доходов от обычных пользователей. Напомним, что средний ARPU (средний показатель выручки с одного абонента в месяц) сотовых операторов по России составляет примерно 12 долларов в месяц.

В этих условиях операторы встают перед дилеммой: снижать цены дальше, чтобы не допустить оттока пользователей, которые в связи со сменой социального статуса перетекают в категорию низкодоходных, или наоборот, повышать стоимость связи, чтобы как-то компенсировать убытки из-за изменения курсов валют. В частности, в Новосибирске «МегаФон» повысил стоимость разговоров на тарифе «Драйв-Плюс», с трех до четырех минут увеличил безбонусный интервал «ВымпелКом» в Новосибирске на тарифе «Удивительные вещи».

Напомним, что во второй половине 2009 года в Новосибирской и Томской областях запустится Tele2. Оператор, который позиционирует себя как дискаунтер (средний ARPU — 231 рубль  (около 8 долл.) в месяц в IV квартале прошедшего года), по разным оценкам, сможет претендовать на 8–15% абонентов на этих территориях до конца 2010 года. Стоит отметить, что во всех регионах присутствия оператор занимает существенные доли (в Кемеровской области — 27%, в Омской — 45%). До настоящего времени доля низкодоходных пользователей, чувствительных к стоимости тарифных планов, составляла, по оценкам операторов, от 10% до 15% всей абонентской базы в регионах. В дальнейшем, в связи с массовым снижением доходов населения, эта цифра может увеличиться.

Третье поколение

«Вытянуть» сотовых операторов могут сети третьего поколения. Сегодня в СФО они работают в четырех городах (не считая сетей EV-DO оператора SkyLink). В октябре МТС запустил 3G в Новосибирске и Норильске, в ноябре — в Иркутске, в середине декабря — в Красноярске. У других игроков большой тройки сетей третьего поколения в Сибири пока нет, но совсем в скором времени она заработает в Новосибирске у «ВымпелКома». «МегаФон», который в течение 2008 года активно готовил свою сеть в Новосибирске к запуску 3G, сможет ввести ее в эксплуатацию, только когда ЗАО «Мобиком-Новосибирск» (дочерняя компания «МегаФон» в Сибири»), станет филиалом федерального «МегаФона»: лицензии на 3G, которые выданы ОАО «МегаФон», не распространяются на дочерние компании.

В Новосибирске сети третьего поколения стимулируют потребление VAS-услуг, к которым относится доступ в Интернет. В связи с широким распространением ноутбуков и по-прежнему не очень выгодными условиями проводных провайдеров в большинстве городов Сибири, 3G становится реальной альтернативой проводному доступу и ADSL. Поэтому неудивительно, что спрос на 3G-услуги сегодня превышает ожидания самих операторов. В Норильске и Новосибирске после запуска сетей МТС в коммерческую эксплуатацию строительство продолжалось активными темпами, поскольку спрос на новые услуги был очень велик. Директор филиала МТС в Новосибирской области Сергей Бондин, не называя конкретных цифр, отметил, что в среднем количество потребляемого трафика после запуска сети 3G выросло вдвое, а рост его потребления уже в декабре 2008 года увеличился в четыре раза, по сравнению с сентябрем того же года. Количество абонентов, использующих 3G, стало больше на треть, а через сети 3G проходит сегодня около 70% трафика МТС в Новосибирской области. С вводом сетей третьего поколения «ВымпелКомом», который делает ставку на полное покрытие территории всего города, и использование частными абонентами широкополосного беспроводного доступа, сотовые операторы смогут поправить свое финансовое положение за счет проводных поставщиков услуг ШПД.