Эффект разорвавшейся экономики

Тема недели
Москва, 25.05.2009
«Эксперт Сибирь» №19-20 (248)

Сегодня немало говорится о неэффективности государственной политики в области преодоления кризиса. Федеральному центру припоминают многое. Несмотря на попытки позиционирования России как «тихой гавани» в бушующем море глобального экономического кризиса, в сентябре–октябре 2008 года произошел обвал котировок российских акций, приведший к серьезным проблемам в банковском секторе. Тогда же, в связи со сжатием спроса на мировых рынках, началось сокращение промышленного производства, которое в январе 2009 года снизилось на 25% по отношению к уровню января 2008 года.

Столкнувшись с массовым оттоком капитала из страны, правительство пошло на серьезное обесценение рубля (в начале 2009 года курс доллара вырос в 1,5 раза по сравнению с серединой 2008 года). При этом меньше чем за полгода Центральному Банку пришлось потратить на валютные интервенции 200 млрд долларов (или почти треть золотовалютных резервов). Судя по тенденциям, мы только входим в кризис, и худшее ждет нас впереди. Тем не менее уже сейчас надо думать о том, что будет после кризиса и какие факторы могут способствовать более быстрому его преодолению.

Результаты последних исследований Государственного университета – Высшей школы экономики говорят о постепенном изменении российской модели корпорации. Для российской экономики 1990-х годов типичным был феномен «переходной фирмы», которая управлялась менеджерами, не зависевшими от акционеров, и характеризовалась крайней непрозрачностью структуры собственности, грубыми нарушениями прав акционеров, враждебностью по отношению к внешним инвесторам, а также отторжением норм и механизмов корпоративного управления. Эта специфическая модель корпорации уходит в прошлое.

В результате в середине 2000-х годов развитие российских компаний стало приближаться к классическим траекториям, которые типичны для стран с рыночной экономикой.

В целом можно констатировать, что накануне кризиса имело место относительное падение эффективности крупного бизнеса, оставшееся незаметным для внешних инвесторов и неосознанное собственниками и топ-менеджерами самих этих компаний. Одновременно в российской экономике сформировался сегмент достаточно эффективных и быстрорастущих средних компаний — до 20–25% от общего числа фирм среднего бизнеса. Но наряду с ними во втором эшелоне сохранились низкоэффективные и среднеэффективные компании.

Эти три сегмента — крупные компании, эффективные средние фирмы и остальные средние компании — характеризуются разным поведением в условиях кризиса.

Типичные модели поведения разных предприятий в условиях экономической нестабильности скорее следует воспринимать как гипотезы, опирающиеся на доступные примеры и факты, а также на определенную логику рассуждений. Тем не менее даже в таком гипотетическом виде эти модели как аналитический инструмент могут быть полезны для более глубокого понимания процессов, происходящих сегодня в реальном секторе российской экономики, а также для выработки более адекватных мер государственной промышленной политики.

Нужно подчеркнуть, что на модели поведения фирм существенное влияние может оказывать общая ситуация на соответствующих отраслевых рынках — в условиях сильного падения спроса даже эффективные средние компании могут не выжить, а в условиях умеренного сокращения или стабильного спроса крупные и низкоэффективные фирмы будут реализовывать менее оппортунистические стратегии.

Функция государства в сфере промышленной политики заключается не во всеобщем «спасении утопающих», а в создании стимулов и возможностей развития для таких фирм. Этого сегодня, к сожалению, не происходит. Однако для формулирования иной, внутренне согласованной и продуманной на перспективу антикризисной промышленной политики необходимо представление о том, какие модели поведения характерны для современной российской фирмы, как они трансформировались в условиях кризиса и в каком направлении будут меняться дальше. 

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №19-20 (248) 25 мая 2009
    Антикризисные стратегии
    Содержание:
    Опора на средних

    Компании, которые смогут продолжить модернизацию производственных и бизнес-процессов и обеспечить рост эффективности, будут определять траектории развития российской эконо-мики после кризиса

    Реклама