В очередь за инновациями

Русский бизнес
Москва, 25.05.2009
«Эксперт Сибирь» №19-20 (248)
В этом году сибирский конкурс бизнес-планов «БИТ Сибирь» не только объединил начинающих новаторов из разных городов Сибири. Он продемонстрировал потребность в широком обсуждении проблем, связанных со становлением и развитием инновационного бизнеса

На первый взгляд, все было как всегда. В авангарде зала томского Дома ученых судьи в образе бизнес-ангелов и бизнес-ангелы в образе судей, далее до галерки участники и сочувствующие им преподаватели, студенты, идейные вдохновители. Традиционно на старте небольшой обмен мнениями перед началом сессии, ну или выступлениями начинающих бизнесменов. Но какой обмен! Это уже не разговоры о том, сколько дано на выступление и каковы принципы судейства.

Отцы

Самым концептуальным, пожалуй, на общем фоне приветствий стало выступление Николая Колпакова, директора Красноярского городского иннова­ционно-технологического бизнес-инкуба­тора. Он предложил провести съезд представителей бизнес-инкубаторов, дабы обменяться опытом по их становлению в регионах, развитию, стандартам работы, а кроме того, заметил по поводу привлечения денег в индустрию новых технологий: «Проблема заключается не в том, что нет финансов, а в том, что есть отрасли, которые стали традиционным для вложения капитала, и среди них нет инновационных. Наша задача — сформировать традицию вливания средств в разработку инноваций». Перелом же, с его точки зрения, может случиться лишь в том случае, если инвесторам станет выгодно рисковать и тратиться на находки ученых. Пока этого нет, требования венчурных фондов к соискателям жестче, чем у банков к заемщикам, заметил уже организатор сибирского конкурса и вместе с тем генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Самотлор-Инвест» (Томск) Николай Бадулин.

И это по-прежнему остается главной причиной того, что истории успеха инновационного бизнеса, даже если речь идет об изначально российском стартапе, нам поставляют из-за границы.

Победитель конкурса «БИТ Сибирь 2008» Дмитрий Клименко, директор компании sTs, тому пример. «Буквально в прошлом году стоял на этой сцене. Показывал свою презентацию и выиграл. Затем мы заняли третье место на общероссийском конкурсе БИТ, — накоротке рассказал он. — Там на нас обратила внимание компания Intel, и мы отправились в Беркли представлять Россию на международном конкурсе инноваций. Сейчас у нас компания в Калифорнии. Что я могу сказать нынешним конкурсантам — повторите то же самое, только лучше».

Кто повторит — зависело от судей.

И дети

Такого, наверное, еще не было за все время существования конкурса, но первое место на этот раз досталось не томичам. Красноярцы забрали 250 тыс. рублей и участие в общероссийском турнире БИТ.

 Идея, представленная бизнес-ангелам командой проекта Proverim.com, на первый взгляд казалась просто забавной. «В среднем образовании система взаимодействия школы и родителей устарела», — заявил в самом начале выступления лидер команды Владимир Пелешкей. И предложил ввести в обиход систему электронного дневника. Авторы самостоятельно разработали технологию сбора информации об успеваемости учеников и предлагали информировать родителей о том, как учатся их чада, по защищенным каналам через sms, сайт проекта и городские телефонные сети.

Как оказалось, услуга эта уже востребована. В Красноярске за неполный год — с 1 сентября 2008 года по 30 апреля 2009 года — доля присутствия компании Proverim.com значительно увеличилась. Проект стартовал в четырех учебных заведениях, а сейчас он уже есть в 32. Объем продаж вырос в семь раз. Это только в Красноярске. Но бизнес уже организован в Екатеринбурге, Иванове, Улан-Удэ, Кургане. Объемы рынков исчисляются минимум в десяток миллионов рублей. Например, в том же Красноярске сейчас интерес к программе проявили 140 учебных заведений. В них в среднем по 530 учащихся. По оценкам авторов, около 20% родителей точно будут обращаться к услугам Proverim.com. Исходя из простых правил арифметики и срока действия договора на девять учебных месяцев начинающие бизнесмены уже сегодня могут заявлять о емкости рынка Красноярска в 14,4 млн рублей в год.

Разумеется, как и у любого бизнеса, у идеи Proverim.com есть свои риски — хакерские атаки и огромное влияние административного ресурса в системе образования. Но активное развитие проекта и 95% свободного, не занятого рынка убедили судей дать на проект денег. 

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №19-20 (248) 25 мая 2009
    Антикризисные стратегии
    Содержание:
    Опора на средних

    Компании, которые смогут продолжить модернизацию производственных и бизнес-процессов и обеспечить рост эффективности, будут определять траектории развития российской эконо-мики после кризиса

    Реклама