Особенности национального отбеливания

Спецвыпуск
Москва, 25.05.2009
«Эксперт Сибирь» №19-20 (248)
Выросшим региональным провайдерам стало выгодно использовать «белые» IP-адреса, но перевести всех абонентов сразу — очень дорого. Поэтому процесс затянется

Дополнительным источником дохода на региональном рынке интернет-доступа, как ни странно, может быть отсталость сетей провайдеров. Давным-давно, когда пользователей было мало, чтобы дать абонентам доступ в Интернет, дешевле и проще было «завязать» все компьютеры в локальной сети на единый внешний IP- адрес. Проблема в том, что, используя единый внешний адрес, с которого ежедневно выходят в сеть тысячи пользователей, абонент стеснен в движениях. Например, нельзя получать доступ к пиринговым сетям — наиболее крупному поставщику цифрового контента. Поэтому сегодня «белые» адреса, которые во всем цивилизованном мире даются каждому пользователю сразу же при подключении, для региональных провайдеров становятся неплохой дополнительной услугой. В Новосибирске и Красноярске «белые» IP начали продвигать с середины прошлого года, сегодня эта опция есть у большинства провайдеров в этих городах. В «ТТК-Западная Сибирь» (ТТК-ЗС) поступили по-другому: решили изменить привычный способ построения сетей, сразу выделяя каждому абоненту «белый» IP-адрес. Технический директор ТТК-ЗС Дмитрий Васильев считает, что сегодня выделение «белых» адресов не по запросу, а сразу всем выгоднее для провайдеров.

— В чем вы видите необходимость вводить «белые» IP-адреса?

— Здесь свои плюсы и минусы. При получении «белого» IP-адреса клиент становится полноценным участником интернет-пространства: его компьютер виден из внешней сети. Это возможность пользоваться файлообменными сетями и некоторыми p2p онлайн-играми. Уровень свободы, получается, у такого пользователя сети гораздо выше. Есть и минусы: увеличивается угроза вирусных и спам-атак: если с «серым» адресом компьютер был полностью защищен, то теперь нужно будет обязательно ставить и регулярно обновлять антивирус и файервол.

— «Белые» IP и раньше можно было подключить. Почему именно сейчас началось массовое продвижение этой услуги?

— Раньше у операторов просто отсут­ствовала такая возможность: у большин­ства российских, а особенно региональных игроков было немного клиентов, и по сравнению с западными провайдерами, которые оперировали сотнями тысяч пользователей, им было сложнее получить необходимое адресное пространство. Проблема даже не в деньгах: выделенные IP-адреса стоят недорого, — а в организационных сложностях. Диапазоны IP-адресов выделяет региональная интернет-регистратура RIPE, которая работает по всей Европе, Ближнему Востоку и Центральной Азии, а она крайне неохотно взаимодей­ствует с малыми игроками. Выкупать большие диапазоны при отсутствии активного на них спроса было слишком дорого, поэтому проще становилось строить сети на внутренних «серых» адресах. Разумеется, желающим давали «белые» адреса, а сегодня их число превысило критическую отметку, поэтому можно говорить о росте популярности этой услуги.

— «Белые» IP-адреса накладывают большую ответственность на пользователей, которые в большинстве своем имеют крайне слабое представление о компьютерной безопасности. Появляются жалобы на вирусную активность при введении «белых» IP?

— Мы отслеживаем эти запросы, но пока такой возросшей активности пользователей у нас нет.

— Сегодня практически все операторы, кроме «Сибирьтелекома», предоставляют «белые» IP-адреса как опцию. Почему вы не пошли по этому пути?

— Несмотря на то что примерно половине пользователей «белые» IP-адреса не нужны (им достаточно получать и отправлять электронную почту и выходить в Интернет), при росте числа клиентов технология, при которой часть абонентов пользуется «белыми», а часть «серыми» IP-адресами, невыгодна для оператора. Сравнивая плюсы и минусы использования технологии «по запросу», мы пришли к выводу, что с точки зрения единовременных затрат и эксплуатации, комбинированный метод выдачи IP-адресов обходится дороже. Сеть просто технически работает по-другому: она становится более сложной. Аналогично приходится выстраивать работу в абонентском отделе: учитывать, какой метод подключения использует каждый пользователь, — а это не очень удобно. Кроме того, мы видим пожелания активной части пользователей других провайдеров, знаем, что достаточное количество людей заинтересованы в использовании «белых» IP.

Есть еще одна причина, по которой мы выбрали «белые» адреса. В перспективе планируется создание единой системы управления сетью ТТК по всей России, соответственно, участки сети в регионах должны быть построены по единой технологии, чтобы было проще ими управлять, внедрить единый биллинг и так далее. Поэтому спектр услуг должен быть аналогичным, чтобы не возникало лишних сложностей со счетами и учетом средств. Например, ТТК сейчас заключил договоры с федеральными системами оплаты услуг, а они предпочитают работать с единым спектром услуг во всех регионах.

Я считаю, что и остальные операторы рано или поздно придут к этому, но им это будет сделать тяжелее. Уже сегодня у них огромные базы в десятки тысяч абонентов. Перевести их в другую категорию единовременно невозможно. Даже если не учитывать материальные вложения, с точки зрения затрат человеческого труда это очень сложно. Сам процесс состоит в том, что каждого абонента надо переписать, причем необходимо внести изменения и в конфигурацию сети на абонентском компьютере. Это трудоемкая работа. Даже с нашим не очень большим количеством частных клиентов перевод их на «белые» IP-адреса шел с конца марта и был завершен только к концу апреля. Поэтому крупные операторы не станут торопиться с популяризацией «белых» адресов.

— Перевод на «белые» адреса сети ТТК ведется по всем городам Сибири?

— Да, сегодня во всех подразделениях ТТК выделяются «белые» адреса. Изначально мы планировали сразу подключать пользователей на «белые» адреса, но не успели подготовить сеть и, чтобы не терять клиентов, начали включать абонентов на «серые» IP, а уже потом переводить их на «белые». Уже с мая месяца во всех городах Сибири будут по умолчанию подключаться «белые» IP-адреса.

— При сохраняющихся темпах развития рынка к какому году наступит ситуация, когда услуга будет поставляться по умолчанию большинством игроков?

— Сложно сказать. Как я уже говорил, требуются значительные ресурсы, чтобы осуществить переход уже имеющейся абонентской базы. Смена технологии создает угрозу возможных перебоев со связью, которые могут наступить в момент, когда оборудование работает на разных технологиях, и это сдерживающий фактор. Необходимо комплектовать дополнительный штат сотрудников технической поддержки, организовывать созвон с клиентами и параллельно налаживать связь. Поэтому каждый оператор индивидуально будет выстраивать свои программы перехода на новые сети. Кроме того, вполне возможно, что многие продолжат работать по технологии выделения «белого» IP по необходимости, ведь это тоже приемлемый вариант.   

Один серый, другой белый

Каждому компьютеру в сети назначен IP-адрес, который идентифицирует его и позволяет взаимодействовать с другими компьютерами. Существуют две технологии выделения IP-адресов: в первом случае компьютер выходит во внешнюю сеть через маршрутизатор, и его запросы транслируются через общий адрес, выделенный для всех пользователей в локальной сети. Компьютер видит Интернет, но сам не виден из внешней сети. У него есть внутрисетевой адрес, который также называется «серым». Преимущества такого подхода в одном: компьютер пользователя не подвергается большинству вирусных атак, поскольку их отсеивает межсетевой экран, который стоит у провайдера. С другой стороны, у пользователя, имеющего «серый» адрес, не работают файлообменники и некоторые онлайн-игры.

Второй вариант — когда компьютеру выделяется отдельный IP (жаргонное название «белый»
IP-адрес). Через этот отдельный адрес компьютер взаимодействует с сетью Интернет напрямую. «Белые» IP имеют ряд преимуществ: помимо уже упоминавшейся работы с файлообменниками и онлайн-играми, пользователь может запускать на компьютере серверные приложения. Грубо говоря, создать свой сайт, который будет виден по «белому» адресу. «Белый» IP — это также и более безопасный доступ к онлайн-банкингу, когда банк принимает транзакции через Интернет, только в случае, если идет запрос с определенного адреса. С другой стороны, вся ответственность за безопасность компьютера ложится на пользователя: его компьютер открыт для атак извне. Поэтому крайне необходимо устанавливать и своевременно обновлять антивирусное и защитное ПО.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №19-20 (248) 25 мая 2009
    Антикризисные стратегии
    Содержание:
    Опора на средних

    Компании, которые смогут продолжить модернизацию производственных и бизнес-процессов и обеспечить рост эффективности, будут определять траектории развития российской эконо-мики после кризиса

    Реклама