Мутной воды бизнес

В Новосибирске городские власти объявили о повышении стоимости проезда в муниципальном транспорте. Самое интересное в этом событии вовсе не сам факт повышения цен — вообще, бодрый рост всех и всяческих тарифов на фоне общего спада российской экономики уже перестает удивлять. Любопытно, что при этом впервые вводится система дифференциации потребителей по форме платежа.

Пассажиры, рассчитывающиеся наличными, будут платить в муниципальном транспорте на 2 рубля больше, чем до этого. А тем, кто обзаведется электронными транспортными картами (ЕТК), проезд будет обходиться в ту же сумму, что и ранее. В коммерческом же транспорте скидка владельцам ЕТК составит 1 рубль от тарифа, действующего на маршруте.

Как отмечают специалисты мэрии, среди основных преимуществ новой системы — «исключение потери выручки и максимизация доходов перевозчиков за счет их автоматического зачисления на целевые расчетные счета. И, как следствие, увеличение средств, направляемых на улучшение материально-технической базы автотранспортных предприятий, а также на внедрение новых технологий организации и контроля пассажирских перевозок». Это, по замыслу городских властей, напрямую позволит улучшить качество предоставляемых населению транспортных услуг, что выразится в усилении контроля за графиком работы транспорта, повышении безопасности пассажирских перевозок за счет внедрения новых информационных технологий и разработке новых маршрутов с учетом постоянного мониторинга пассажиропотока на каждом остановочном пункте.

Уже сейчас по пластиковому проездному перемещается 55% пассажиров метрополитена и почти половина новосибирцев, пользующихся услугами наземного муниципального транспорта. И сеть подключенных к системе маршрутов, обслуживаемых как муниципальными, так и коммерческими перевозчиками, постоянно расширяется.

Специалисты городской транспортной отрасли планируют в течение года максимально внедрить существующие виды карт на всем подвижном составе пассажирского транспорта. Не избежать этой участи и маршрутным такси, сегодня уже рассматривается технологическая возможность их подключения к системе ЕТК.

Идиллическую картинку официальных отчетов портит, как всегда, реальность. Обычная история: к остановке подходит коммерческий автобус с объявлением на боковом стекле «Транспортные карты временно не обслуживаются». На вопросы обладателей таких карт, обращенные к кондуктору, следует стандартный ответ — «терминал в ремонте». Возмущающихся просят или расплатиться наличными, или выйти и ждать другой автобус. Пару раз приходилось видеть более настойчивых пассажиров, которые объясняют кондуктору, что неработающий терминал — это проблема перевозчика, клиент от его нерасторопности страдать не должен. В одном случае, как говорится, прокатило — после вялого скандала кондуктор разрешила проехать бесплатно. В другом случае пассажирка вышла из автобуса при первом же требовании это сделать, предварительно записав номера телефонов компании-перевозчика и пообещав разобраться. Кондуктор, видя такой оборот событий, сменила было гнев на милость, но пассажирка решила идти на принцип и, видимо, свою угрозу потом исполнила.

В общем, как всегда у нас благие намерения разбиваются о неприступную стену инициативы на местах. Безналичные расчеты через терминалы перевозчикам невыгодны по определению. Эти деньги поступают на счет компании со всеми вытекающими последствиями — с них надо платить налоги, ими уже не распорядишься по своему усмотрению. Они не осядут в карманах кондуктора и водителя. (Безусловно, речь в приведенных примерах идет только о недобросовестных перевозчиках, а чест­ным бояться новой системы нечего.)

Так вот, именно наличие нечистых на руку операторов делает пока намеченное внедрение цифровых технологий в расчетах за транспортные услуги сомнительным. Все упирается в конечного исполнителя, у которого может сломаться терминал или найтись еще тысяча причин.

Если посмотреть на проблему еще шире, то есть возможность сделать и другие далеко идущие выводы. С самого начала кризиса у нас все громче говорится о том, что велика опасность возврата бизнеса к «серым» схемам 1990-х, когда доходы начинают уходить в тень, зарплаты — выплачиваться в конвертах, а расчеты — осуществляться наличными из рук в руки. Делается это для того, чтобы максимально увести деньги от налогового контроля. Чем может закончиться поголовный возврат к такому хозяйствованию, объяснять не надо. Это чревато как проблемами с наполнением бюджетов разного уровня, которые и так сегодня находятся в неблестящем положении, так и невозможностью проконтролировать предоставление бизнесом социальных гарантий работающим. Все это только усугубит кризисные явления.

Непрозрачность, к которой неизбежно ведут «серые» схемы деятельности, всегда становится первым кирпичом, выдернутым из фундамента бизнеса. От увода в полутеневое функционирование он балансирует в неустойчивом положении до поры до времени, а потом может просто посыпаться.

Но, как видно, непрозрачность — буквально традиция российского бизнеса. Причем в масштабах целых отраслей экономики. И это приносит свои неутешительные плоды и выражается в невозможности получения предприятиями кредитов, падении производства, неготовности инвесторов вкладывать деньги в проекты. А в конечном итоге приводит к ухудшению инвестиционного климата, что мы сегодня наблюдаем в полной мере.

Возвращаясь к теме пассажирских перевозок, можно прогнозировать, что с переходом на дифференцированную систему оплаты проезда переход пассажиров на ЕТК еще более активизируется. А скандалы в транспорте, подобные описанным выше, станут происходить чаще. Потому что никому не захочется платить сверх положенного, и необходимость выкладывать больше наличных только из-за того, что перевозчик не торопится с ремонтом терминала, энтузиазма у клиентов городского транспорта не вызовет.

Все это заставит коммерческих перевозчиков в конечном итоге принять новые правила игры. И, конечно, в связи с этим в очередной раз поднять цены на перевозки.