Самый важный мост

Крупнейший инвестпроект РЖД в Сибири — мост в городе Камень-на-Оби — будет сдан раньше срока практически на четыре месяца

Мост через Обь в районе города Камень-на-Оби — один из ключевых инфраструктурных проектов, который называют самым крупным на территории Западной Сибири. Он позволит увеличить пропускную способность Среднесибир­ского хода Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) и сделать Транссиб высоко­скоростной магистралью.

Сегодня в зоне ответственности ЗСЖД работают две основные магистрали: Транссибирская (или главный ход), которая обеспечивает транзит товаров и пассажиропотока с запада на восток и обратно, и Среднесибирский ход, связывающий Кузбасс и западные регионы страны. Несколько лет назад руководство ЗСЖД решило разделить полномочия этих магистралей, планируя сделать Транссиб скоростной железной дорогой, специализи­рующейся на движении контейнерных и скоростных пассажирских поездов, а на Среднесибир­ский ход перевести все грузовые потоки. Чтобы приспособить Средсиб к движению тяжелых грузовых составов и полностью убрать грузовые составы с Транссиба, железнодорожники начали модернизировать путь от Алтайского края до Омской области, усиливая его железобетонными шпалами, и реконструировать станции на всем протяжении Среднесибирского хода. В настоящее время продолжается замена деревянных шпал на железобетонные, а также укладка бесстыковых рельсовых плетей на перегоне Батунная–Заринская, на станциях Плотинная и Камень-на-Оби — то есть на подходах к строящемуся новому мосту через Обь, сдача которого в эксплуатацию ожидается летом нынешнего года. С 2002-го, когда началась модернизация Среднесибирского хода, уже отремонтировано более 1 300 км пути. Таким образом, новый мост в Камне-на-Оби становится ключевым объектом новой грузовой магистрали: он позволит практически в полтора раза увеличить пропускную способность Среднесибирского хода.

Монтаж последнего пролетного строения на сооружении нового железнодорожного моста был завершен в конце марта этого года.

Сам мост начали строить в 2006 году, рядом с действующим однопутным мостом, который был построен в начале 1960-х и к началу 2000-х уже работал на износ. Разумеется, после принятия идеи превращения Средсиба в основной ход для грузопотока из Кузбасса в европейские регионы страны он не выдерживал никакой критики: один путь, который вынуждал задерживать составы, ожидая, пока пройдет встречный поезд, приносил железнодорожникам ощутимые убытки. Летом 2008 года по Средсибу пропускалось 60–65 пар поездов каждые сутки, в планах — достижение уровня в 100 пар поездов. Разумеется, старая инфраструктура не может выдержать такое увеличение объемов перевозок: и старый мост оказался тем самым «узким местом», которое предстояло расширить.

Строительство поддержали и власти Алтайского края: увеличение пропускной способности Средсиба, а следовательно, и грузооборота согласуется с долгосрочной перспективой развития Алтайского края, так как новая переправа позволит с максимальной отдачей использовать его транзитное положение на пересечении ряда международных и региональных маршрутов. Соответственно, новый мост должен дать мощный импульс развитию экономики региона, поскольку Алтайское отделение ЗСЖД станет играть ключевую роль в транзитной перевозке грузов по территории Западной Сибири.

Беда большинства российских масштабных инфраструктурных проектов в том, что их реализация стопорится по причине отсутствия либо финансирования, либо рабочей силы. В итоге срываются сроки, растут затраты на поддержание строек в рабочем состоянии, а проекты превращаются в прожекты, растягиваясь на долгие годы. В случае с новым мостом все оказалось иначе: устойчивые показатели прибыли ОАО «РЖД» позволили наладить своевременное финансирование проекта, а правильный выбор подрядчика (возведение осуществляла УФСК «Мост», соорудившая в 1990-х – 2000-х годах более 20 железнодорожных мостов во многих регионах России) — быстрое и в то же время качественное строительство. Технологии, используемые УФСК «Мост», позволили довести проектный срок службы объекта практически до ста лет.

В итоге 5 млрд, выделенные ОАО «РЖД», освоены менее чем за три года. «Работы на мосту через Обь в Камне-на-Оби идут с опережением графика, в первую очередь благодаря Владимиру Якунину, который обеспечил бесперебойное финансирование проекта в необходимых объемах. Ранее планировалось сдать мост к концу 2009 года, но теперь, думаю, мы закончим строительство в июле этого года, как раз ко Дню железнодорожника, который в 2009 году выпадает на 2 августа», — заявляет начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько.