Смена крыльев

До конца нынешнего года Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова изготовит первую партию двигателей АИ-222-25 для учебно-боевого самолета нового поколения Як-130

По сообщениям официальных источников, накануне военного салона «ВТТВ-Омск-2009» в воздух поднялся первый Як-130 из той партии, что была заказана для ВВС России по государственному контракту. Самолет передадут заказчику после стендовых испытаний, которые будут проводиться на Нижегородском авиационном заводе (НАЗ) «Сокол». Предполагалось уже в 2009 году завершить производство головной серии для проведения войсковых испытаний в ВВС РФ. После чего запустить Як-130 в серию.

Первые машины нового поколения комплектовались двигателями АИ-222-25 так называемой установочной партии, собиралась которая в кооперации ЗМКБ «Прогресс» имени А. Г. Ивченко», ОАО «Мотор Сич» (Запорожье) и ММПП «Салют» (Москва). С 2005 года к освоению производства АИ-222- 25 приступили на Омском моторостроительном объединении имени Баранова. Омичам тема была передана с головного предприятия — ММПП «Салют». Произошло это после того, как было принято решение о создании на базе ММПП «Салют» российского научно-производственного центра газотурбостроения и вхождении в него ОМО имени Баранова (указ Президента России от 11 августа 2007 года). Как пояснил генеральный директор ОМО имени Баранова Андрей Шутов, к данному моменту освоено порядка 60% номенклатурного перечня двигателя. К концу текущего года планируется выпустить первую партию АИ-222-25 и завершить модернизацию испытательного стенда на загородной площадке. Для изготовления высокотехнологичной продукции «Салют» передал ом­скому заводу 42 единицы современного станочного оборудовании общей стоимостью 247 млн рублей. Заключен договор на поставку в 2009 году еще 30 металло­обрабатывающих центров.

На новенького

Как считают эксперты, тема обновления парка ВВС России сегодня особенно актуальна. Не то чтобы сложились предпосылки, скорее назрела острая необходимость для смены поколений эксплуатируемых в Военно-воздушных силах боевых самолетов.

По некоторым оценкам, ВВС России по численности уступают Китаю, США. При этом из 1,5 тыс. стоящих на вооружении боевых самолетов каждый четвертый нуждается в модернизации.

За 30–40 лет эксплуатации парк боевой авиации ВВС РФ выработал ресурс и морально устарел. Износ достигает 70%. Однако в настоящее время в структуре финансируемых государством работ по-прежнему преобладает ремонт, направленный на продление ресурса и модернизацию летного парка ВВС РФ. Например, емкость портфеля заказов ОМО имени Баранова на 2009 год более 3 млрд рублей. Половина — гособоронзаказ, другая — экспортные контракты. Основной объем финансируемых работ связан с ремонтом двигателей АЛ-21 (для истребителя Су-24) и РД-33 (для МиГ-29). В первом случае омский завод выступает соисполнителем с ФГУП ММПП «Салют», во втором — с ОАО «ММП имени В. В. Чернышева» (Москва).

Вместе с тем отмечаются и положительные тенденции. Состоянию авиационного парка уделяется больше внимания, чем несколько лет назад. По мнению генерального директора ММПП «Салют» Юрия Елисеева, в последнее время объем гособоронзаказа существенно увеличился. Несмотря на то что львиную долю занимают контракты по ремонту авиатехники, в прошлом году произошел перелом ситуации в сторону выпуска новой продукции. «Впервые с 1992 года от Министерства обороны РФ был получен заказ на новые двигатели, емкость которого в 2009 году увеличилась. Это не только АИ-222-25, но и новые двигатели к самолетам Су-27 и МиГ-29. Кроме того, приступили к серийному производству нового бомбардировщика Су-34, на который также нужно устанавливать новые двигатели», — комментирует Юрий Елисеев.

 pic_text1 Фото: Евгений Кармаев
Фото: Евгений Кармаев

На Омском моторостроительном заводе в последнее время также отмечают кратное увеличение гособоронзаказа. Еще два года назад, в 2006-м, показатель колебался на уровне 3%. Теперь его доля в общей структуре производства превышает 50%. Стремительный рост зафиксирован в конце прошлого года. Изменился и порядок расчета за выполненный заказ. Если в прошлом году по условиям конкурса расчет за отгруженную продукцию завод Баранова получил бы не раньше 2009–2010 годов, то теперь гособоронзаказ выполняется по схеме авансирования. Более корректно, с учетом индекса инфляции, формируются ценники. Увеличилось количество заказов на изготовление новых деталей и комплектующих узлов, входящих в общий рекомплект. Номенклатурное обновление в ряде случаев экономически более целесообразно, так как зачастую изготовить изделие дешевле, чем реанимировать прежнее по новым технологиям.

Рыночная мерка

По некоторым оценкам, потребность ВВС России в самолетах класса Як-130 в 2005 году составляла около 250 машин, емкость мирового рынка — 2 500.

В качестве преимуществ серийного Як-130 отмечается использование новых технологий. В данном случае, по мнению специалистов, впервые в России реализован полностью цифровой борт, тогда как на других самолетах до сих пор остается немало аналоговой техники. Очевидное преимущество и в том, что Як нового поколения по своим летно-техническим и маневренным характеристикам близок к современным истребителям на дозвуковой скорости полета и может трансформироваться из учебного в боевой самолет. Как предполагается, отечественный вариант Яка изготовит НАЗ «Сокол», за экспортную модель возьмется АК «Иркут». Рыночная и контрактная стоимость изделия не сообщается. Вместе с тем, по оценке генерального директора Андрея Шутова, выпуск АИ-222-25 позволит загрузить омский завод перспективными контрактами на 10–20 лет.

Як-130 — учебно-боевой самолет (УБС), разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermассhi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолетов Л-39. Самолет оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130, оснащен передовой аэродинамикой, бортовым радиоэлектронным оборудованием нового поколения, новейшими бортовыми системами. Машина предназначена как для обучения и боевой подготовки летного состава, так и боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. По­зволяет готовить пилотов на самолеты 4-го и 5-го поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35).

На ФГУП «ОМО имени П.И. Баранова» в ходе слияния с ММПП «Салют» удалось увеличить объемы производства на 65% — с 761 млн рублей (в 2006 году) до 1,26 млрд рублей (в 2008-м). Баланс доходов и расходов приближается к рентабельному уровню. Объемы налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в сравнении с 2006 годом увеличились более чем втрое и по итогам 2008 года составили 821,5 млн рублей (с учетом выделенных по постановлению Правительства РФ целевых субсидий в размере 714,1 млн рублей). Завершить юридическое оформ­ление документов по объединению двух предприятий предполагается в течение текущего года.