Барнаул позиций не сдает

Барнаул как центр сельскохозяйственного региона сегодня испытывает те же проблемы, что и многие средние города Сибири. Но на фоне общего промышленного спада спасательным кругом для алтайской столицы выступают оборонные заказы и пищевая промышленность

Ситуацию в столице Алтай­ского края мэр города Владимир Колганов характеризует коротко — трудности как у всех. На фоне спада промышленного производства есть предприятия, которые показывают уверенный рост, есть проблемы с задержкой заработной платы. Но, по мнению мэра, на фоне сложностей местные власти находят возможности как для решения текущих задач, так и создания почвы будущего развития города.

— Каковы основные экономические показатели города сегодня? Каково положение дел в промышленности в краевом центре?

— Ситуация в промышленном комплексе Барнаула складывается достаточно сложная.

Сегодня число прибыльных крупных промышленных предприятий в городе — 48. Количество убыточных — 36. Спад обусловлен тяжелым положением в финансовом секторе экономики, сбоем в системе кредитования предприятий и организаций, и как следствие — идет задержка в реализации инвестиционных проектов.

Падение объемов производства в основном наблюдается на предприятиях машиностроения и химической промышленности. Однако ряд предприятий работает с ростом объемов производ­ства. Он достигнут за счет реализации промышленными предприятиями инвестиционных проектов и государственных и оборонных заказов. Второе направление, которое показывает в условиях кризиса положительные результаты, — пищевая промышленность. За первое полугодие 2009 года объем производства по пищевым предприятиям вырос до 107,6 процента к уровню предыдущего года. Продолжают расти объемы производства социально значимых продуктов питания: хлеб и хлебобулочные изделия, дрожжи хлебопекарные, сыры и брынза, цельно­молочная продукция.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы надеемся, что в следующем году уже увидим стабилизацию и рост промышленного производства за счет инвестиционных программ, которые были заложены с 2007-го и 2008 годов. Если говорить о конкретных проектах, на которые мы делаем ставку, это техническое перевооружение и модернизация производства на ООО «Завод кузнечнопрессового оборудования», расширение и модернизация трикотажного производства на ООО «Спецобъединение-Сибирь». На ОАО «АЛТТРАНС» ведется создание нового высокотехнического производства, расширяет свои мощности завод плавленых сыров «ПЛАВЫЧ» (ИП Емелин В.П.), идет техническое пере­вооружение основного производства на ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».

— Расскажите о ситуации в малом бизнесе. Насколько сильно он пострадал в результате последних событий в экономике?

— Работа администрации города в части поддержки предпринимательства проводится по утвержденным программам. Мы прекрасно понимаем, что стабильная работа малого бизнеса — это залог не только поступлений дополнительных средств в бюджет, но и занятость населения. К примеру, по данным на конец 2008 года, этот сектор экономики включал в себя 25 250 индивидуальных предпринимателей, 14 614 малых предприятий, из них 9 485 микропредприятий. В малом бизнесе занято более 100 тысяч барнаульцев. Сегодня 27 субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета города выплачено около двух миллионов рублей. Средства пошли именно на под­держку бизнеса.

Естественно, малый и средний бизнес в том или ином виде ощутили влияние мирового экономического кризиса на себе. Основными проблемами малых предприятий являются сейчас задержка поставщиками оплаты за полученную продукцию, что ведет к снижению их финансовой устойчивости, рост банковских процентных ставок, сокращение количества выдаваемых кредитов и объемов банковского кредитования. Фактически банки свернули программы кредитования малого и среднего бизнеса. Недостаток оборотных средств породил задержки во взаиморасчетах контрагентов, что еще больше усугубило проблему. Исключением, пожалуй, является наше сотрудничество с Алтайским банком Сбербанка России по выделению лимита на льготное кредитование субъектов малого предпринимательства. С банком по этому направлению мы системно работаем с 2006 года. За указанный период предпринимателям выдано кредитов на сумму более 1 миллиарда рублей. В текущем году предусмотрено выделить 300 миллионов рублей. Администрацией города рассмотрено 109 заявлений от предпринимателей на получение льготных кредитов в Сбербанке на общую сумму 275 миллионов 410 тысяч рублей. 41 малому предприятию фактически выдано кредитов на сумму 97 миллионов рублей. Аналогичное сотрудничество в этом году началось с ВТБ 24.

— Если говорить о проблемах с задержками в выплатах заработной платы, как обстоят дела в Барнауле?

 pic_text1 Фото: Дмитрий Кудрявцев
Фото: Дмитрий Кудрявцев

— Средняя заработная плата на крупных и средних предприятиях города за первое полугодие 2009 года составила 14 463 рубля, что на 8,9 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях 174 833 человека (98 процентов от показателя 2008 года). Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 21 июля 2009 года сложилась перед 4 123 работниками на девяти крупных и средних предприятиях города. Наибольшие долги имеют предприятия обрабатывающего производства, а также организации строительной отрасли. Четыре предприятия-должника находятся на стадии банкротства (ООО «Горизонт», ООО «Барнаулэнерго», ООО «РИКИ» и ОАО «КЖБИ № 1»). Суммарная задолженность на этих предприятиях составляет 27 миллионов 280 тысяч рублей перед 1 614 работниками.

— Не менее болезненной для многих городов является проблема безработицы. Как она решается в Барнауле?

— Уровень официально зарегистрированной безработицы в первом полугодии 2009 года составил 1,44 процента к трудоспособному населению, но по сравнению с аналогичным периодом 2008 года он вырос на 0,74 процента. За первое полугодие 6 121 человек признаны безработными, в том числе получают пособие по безработице — 5 391 человек. На 1 августа 2009 года в базе центра занятости зарегистрировано 5 385 вакансий. Из них 67 процентов вакансий заявлено по рабочим профессиям, 33 процента вакансий — по профессиям инженерно-технических работников и служащих. За первое полугодие 2009 года в Барнауле создано 2 035 новых рабочих мест. В ходе реализации краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году» к профессиональному обучению приступили 463 безработных гражданина, из них 72 процента обучается рабочим профессиям. Создано 13 920 рабочих мест для участия в общественных работах на 356 предприятиях. Сумма денежных средств, выплаченная в виде заработной платы за участие в общественных работах, составила 76 миллионов 435,4 тысячи рублей.

— В Барнауле увеличился ввод жилья, несмотря на общую безрадостную ситуацию на рынке недвижимости. С чем это, на ваш взгляд, связано? Продолжится ли эта тенденция?

— Строительный комплекс больше, чем другие отрасли, ощущает влияние финансово-экономического кризиса. Ситуация усугубляется тем, что жилищное строительство на 99 процентов осуществляется путем внебюджетных инвестиций в основном за счет средств граждан. Несмотря на это, строители Барнаула не сдают пока своих позиций. За первое полугодие 2009 года в городе введено в эксплуатацию жилья всего в объеме более 193 тысячи квадратных метров, что составляет 109 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Эго объясняется тем, что до кризиса строительные фирмы создали определенный задел на будущее, и, пользуясь тем, что ипотека была более доступной, дольщики смогли проплатить за жилье, которое сейчас достраивается.

Если будет принято финансовое решение по строительной отрасли на уровне правительства — я имею в виду под­держку ипотеки, кредитование строительных организаций — тогда строители будут работать. Ни одна строительная организация, даже крупная, без участия дольщиков не сможет строить. Но дольщики активизируются только тогда, когда появится ипотека с терпимым процентом. При этих условиях можно надеяться на активизацию рынка жилья и на дальнейший рост объемов вводимых квадратных метров.

— Какова ситуация с генпланом Барнаула?

— В настоящее время документ согласован с администрацией Алтайского края, а также с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с городским округом. Проект Генерального плана городского округа — города Барнаула Алтайского края направлен в июне 2009 года на рассмотрение в Министерство регионального развития Российской Федерации, в Департамент стратегического планирования и регионального развития. После получения соответствующего заключения министерства материалы для утверждения документа территориального планирования муниципального образования будут направлены в аппарат Барнаульской городской Думы. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации срок согласования проекта Генерального плана составляет три месяца со дня его направления на согласование в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Потому вопрос «Об утверждении Генерального плана городского округа — города Барнаула Алтайского края» будет вынесен на заседание Барнаульской городской Думы не ранее сентября 2009 года.

Но с утверждением Генерального плана города Барнаула работа по разработке градостроительной документации не остановится. После утверждения Барнаульской городской Думой документа территориального планирования начнется разработка плана реализации генерального плана на трехлетний период. Этот документ необходим для принятия Правил землепользования и застройки муниципального образования, документа градостроительного зонирования, а также для координации мероприятий в рамках Генерального плана.

— Если говорить о стратегии развития Барнаула, кризис, безусловно, по­влиял на планы администрации города. Каким образом вы сохраняете уже заданную траекторию развития муниципалитета?

— В начале 2003 года администрация города инициировала разработку Стратегии развития города до 2010 года. В эту деятельность тогда включились отраслевые комитеты, отделы, управления администрации города. Проект стратегии рассматривался на круглом столе с участием депутатов Барнаульской городской Думы, представителей науки, предпринимателей. Для доработки проекта распоряжением главы администрации города в ноябре 2003 года была создана рабочая группа во главе с заместителем главы администрации города Михаилом Шипициным.

Основу разработки проекта стратегии составили важнейшие параметры социально-экономического развития Алтай­ского края на долгосрочную перспективу, программные документы Правительства Российской Федерации и Алтайского края, был изучен опыт городов, уже разработавших свои стратегические планы.

Главной целью документа было обозначено обеспечение высоких стандартов качества жизни всех горожан за счет достижения устойчивого экономического роста, улучшения хозяйственного климата, последовательного совершенствования городской среды.

И вот уже через год можно было бы подводить итоги реализации стратегии, но вмешался кризис. Теперь мы действительно говорим не только о стратегии, но и о принимаемых в городе антикризисных мерах, которые позволят нам сохранить уже достигнутые позиции и, более того, продолжить развитие Барнаула.

В декабре прошлого года администрацией города сформирована антикризисная рабочая группа, утвержден и реализуется план действий, направленных на оздоровление ситуации в экономике и социальной сфере. Мониторинг его выполнения проводится ежемесячно. В постоянном режиме действует оперативная группа. В основе работы — постоянный мониторинг ситуации во всех сферах городского хозяйства, на рынке труда.

В соответствии со складывающейся в социально-экономическом развитии города ситуацией приоритетными задачами в текущем году в деятельности администрации стала непосредственно реализация плана действий, направленных на оздоровление ситуации в экономике и социальной сфере города; совершенствование системы оценки эффективности деятельности городских служб и ведомств в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Помимо этого, обеспечение достижения значений индикаторов социально-экономического развития города Барнаула, определенных соглашением между администрацией Алтайского края и администрацией города о взаимодействии в области социально-экономического развития Барнаула на 2009 год; принятие мер для привлечения инвестиционных ресурсов из федерального и краевого бюджетов на объекты городского хозяйства, участие в федеральных и краевых целевых и ведомственных программах.

И еще один этап предпринимаемых антикризисных шагов — привлечение и освоение средств фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта жилья и переселение граждан из ветхих и аварийных домов.

Полагаю, что в конечном итоге все вместе будет способствовать повышению уровня жизни населения в Барнауле и инвестиционной привлекательности муниципалитета. Мы, как и прежде, будем идти вперед.