Цемент в ожидании фундамента

Наталья Ланская
31 августа 2009, 00:00
  Сибирь

На фоне общего спада промышленности часто стали звучать высказывания о том, что производителям строительных материалов — в том числе цемента — необходимо обновить производственную цепочку, чтобы выжить в кризис

Исами цементники, и эксперты отмечают крайне невысокую инвестиционную привлекательность отрасли на дне экономического кризиса. Можно вспомнить, что средства в модернизацию производства цемента начали вкладываться совсем недавно — лет пять назад. Начался этот процесс после того, как на российском цементном рынке сложилась структура собственности. До этого все цемзаводы работали на старых, еще советских производственных ресурсах, но все же сумели дать прирост с 25,9 млн тонн в кризисном 1998-м до 45,6 млн тонн в 2004 году.

Как проекты прожектами стали

С 2004 года начался этап активного инвестирования в модернизацию цементного производства, ведь тенденции рынка показывали, что спрос на строительные материалы растет. Были приняты закон об ипотечном кредитовании и федеральная целевая программа (ФЦП) «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Эти предпосылки давали понять игрокам российского цементного рынка, что станет расти спрос на жилье, на промышленную и коммерческую недвижимость. И если не развивать производство стройматериалов, то достаточно скоро спрос превысит предложение. Деньги, которые зарабатывали цементные предприятия в 2004–2007 годах, позволяли направлять средства и в текущую деятельность, и на модернизацию существующих производств.

Существующие мощности по производству цемента превышают спрос на эту продукцию со стороны строителей

Тогда же появились проекты строительства дополнительных мощностей. Проектная мощность старых российских заводов — около 69 млн тонн цемента в год, однако с учетом их износа фактическая производственная мощность оценивалась экспертами на уровне 57 млн тонн. А в случае успешной реализации ФЦП «Доступное и комфортное жилье» цемента понадобилось бы значительно больше. В результате действующими и потенциальными игроками этого рынка было заявлено около 300 проектов строительства новых мощностей по производству цемента по всей России. Однако стоит отметить, что аналитиками стоимость строительства новых предприятий рассчитывалась достаточно условно, по суммам сделок купли-продажи действующих активов — сумма «Х» на тонну производственной мощности.

В реальности же оказалось, что если для строительства завода на 1 млн тонн цемента в год требуется 100–150 млн долларов, то еще столько же необходимо для подключения к сетям инженерной инфраструктуры или же на создание собственной инфраструктуры. Кроме того, если говорить о Сибирском федеральном округе, то здесь из-за климатических и сейсмологических особенностей (а значит, и более жестких технологических требований к промышленным объектам) стоимость строительно-монтажных работ существенно выше, чем в европейской части России. Тот факт, что проекты строительства цементных заводов с нуля гораздо более капиталоемкие, чем это предполагалось ранее, существенно снизил инвестиционную привлекательность заявленных проектов. Даже в условиях, когда у цементников были достаточно высокими собственные прибыли и доступными кредитные ресурсы, сроки окупаемости, рассчитанные с учетом всех затрат, составляли от 15 до 25 лет.

Проекты возведения новых цементных заводов по этой причине де-факто были если не заморожены, то приостановлены еще до начала кризиса. Старт их реализации в условиях, когда стоимость кредитных финансовых ресурсов 20–25% годовых, не только цементники, но и все промышленники называют просто самоубийством. Пока со стороны государства не будет действенного механизма поддержки проектов строительства новых промышленных производств в их инфраструктурной части, инвестиционного бума ждать не придется. Возникающие же время от времени заявления отдельных компаний о предстоящем в ближайшее время запуске проектов строительства новых заводов можно расценивать скорее как PR-ход, чем как декларацию реальных намерений. Без роста платежеспособного спроса на жилую, промышленную и коммерческую недвижимость не вырастет и спрос на цемент, а значит, не будет и ресурсов для инвестирования в строительство новых заводов. И громкие заявления имеют все шансы остаться только заявлениями.

И так все есть

Спрос остается невысоким — по достаточно оптимистичным прогнозам, в 2009 году в России будет произведено не более 47,5 млн тонн цемента против 62,6 млн тонн в 2007 году и 57,5 млн тонн в 2008 году. Существующие мощности по производству цемента превышают спрос на эту продукцию со стороны строителей. Невысокий спрос сдерживает не только объемы производства цемента, но и его цену. В ближайшей перспективе цена на российский цемент вряд ли будет выше мировых показателей — то есть 100 долларов за тонну, в том числе и потому, что в российском правительстве полагают: в данный момент не имеется предпосылок для введения заградительных таможенных ставок на импортный цемент. Этот уровень цен не позволяет российским игрокам аккумулировать собственные средства на капиталоемкие проекты строительства новых мощностей.

В данной ситуации достаточно странно выглядят попытки некоторых региональных властей в СФО с помощью административного ресурса снизить цену на цемент местных производителей, тогда когда это уже сделал кризисный рынок. Дальнейшее снижение цен оставит цементников не только без средств для модернизации, но и без возможности обеспечения текущей производственной деятельности. И без того при сегодняшних ценах на цемент инвестиции в проекты строительства новых заводов с нуля инвесторам не интересны, поскольку экономически мало прогнозируемы, а значит, нецелесообразны. Проблема не в том, что действующие игроки рынка не хотят развивать имеющиеся и строить новые мощности, а в том, что нет понимания — для чего их создавать. В Сибири новые цемзаводы если и нужны, то только для обеспечения нужд округа — везти цемент более чем за 300–500 км экономически нецелесообразно. Но сегодня производственные мощности в регионе и без того превышают потребление.

Цементные компании скорее готовы сосредоточиться на обеспечении текущей производственной деятельности, а также на модернизации существующих производственных площадок. Такие проекты реализуются сейчас в Сибири на цемзаводах в Красноярске, Топках, Искитиме и Сухом Логу. На тех площадках, где уже есть все инженерные коммуникации, строятся новые линии — в том числе и по производству цемента по «сухому» способу. Старые же линии планируется или постепенно демонтировать и заменить на новые либо на какое-то время оставить в работе параллельно с новыми. Но ход модернизации цементного производства во многом будет зависеть от спроса на рынке. Пока с уверенностью можно сказать только, что существующие в СФО мощности по производству цемента позволят не допустить дефицита этой продукции в условиях стагнирующего рынка.

Основная причина сложившейся ситуации, по мнению самих цементников, — отсутствие спроса, обеспеченного фундаментальным фактором — платежеспособным населением, готовым брать жилье или коммерческую недвижимость в ипотеку. При снижении уровня доходов населения резко сократилось число тех, кто мог и хотел бы взять ипотечный кредит, скажем, под 20% годовых. Существующие же программы льготной ипотеки не способны обеспечить массовость спроса на жилье, который подстегнул бы развитие и строительной отрасли и производство стройматериалов. А с учетом того, что механизмы господдержки обеспечения новых промышленных объектов инженерной инфраструктурой практически не работают, заметного роста инвестиций в цементную отрасль в среднесрочной перспективе ожидать не приходится.