Распределяя полномочия

Структура инновационного бизнеса приобретет выстроенный и законченный характер лишь тогда, когда всем участникам процесса удастся найти точки соприкосновения. В первую очередь — генераторам и потребителям инновационных разработок

Сегодня субъектов, которые могут считать себя участниками инновационного процесса, в Новосибирской области немало. Это и вузы, и институты и лаборатории СО РАН, созданные и создаваемые технопарки, производственные предприятия, ведущие свои разработки. Немалую роль в этом процессе играет и так называемый административный ресурс — администрация области, а также муниципалитеты и мэрия Новосибирска. Причем на последнюю ложится своя доля организационной нагрузки, хотя курируется весь процесс именно субъектом федерации. Все попытки свести напрямую генерацию и потребителей инновационных разработок — в конечном счете, инноваторы и существуют ради потребителей своей продукции — до сих пор если не терпели фиаско, то уж точно выглядели малоэффективными. В большинстве своем разработчики самостоятельно вели и ведут поиск своего заказчика. Прямые же контакты с участием административного ресурса заканчивались взаимными обвинениями: промышленники предъявляли претензии разработчикам в том, что они не могут учесть требований потребителя. Инноваторы в свою очередь упрекали предприятия в «неточной постановке задач».

Искать правого и виноватого в этой ситуации — дело неблагодарное. Мы решили попытаться дать независимый взгляд на сам инновационный процесс и нарисовать схему, в которой удалось бы определить место каждого субъекта. В итоге схема получилась скорее идеальной. Не исключено, что она заработает лишь в том случае, если один из участников процесса — в данном случае технопарк новосибирского Академгородка — будет наделен функциями «режиссера» и системного интегратора. Пока такое решение принято на словах — технопарку предстоит разработать схему взаимоотношений и приступить к ее реализации. В таком случае есть все шансы, что инновационный процесс приобретет законченный характер (схема 1).

Кто и где

В мэрии и областной администрации не раз проходили совещания, на которых инноваторов и представителей промышленности как потребителей сводили за одним столом. Об эффективности «административного» вмешательства в решение глобальной задачи — соединить генерацию и разработчиков — можно спорить. С одной стороны, на таких встречах можно оценить возможности инноваторов и потребности заказчика в целом, с другой — конечного результата, по мнению многих участников совещаний, такие встречи не принесли: каждый остался при своей точке зрения, а исследования и продвижения разработок каждый из представителей инновационного бизнеса вел так, как считал необходимым. Идею о том, что должен быть создан орган, систематизирующий этот процесс, высказали на уровне области еще несколько лет назад (схема 2). Региональные власти, СО РАН, инновационный бизнес выступили с инициативой создать в области технопарк, который свел бы воедино инновационные процессы и выступил площадкой для инновационного бизнеса. Параллельно была разработана Стратегия развития Новосибирской области до 2025 года, в которой прописана вся структура инновационного бизнеса. В ней есть место и системе непрерывного научно-технического образования (вузы), и системе генерации знаний (СО РАН, ГНЦ ВБ «Вектор», научно-технические подразделения предприятий), и инновационной инфраструктуре, и механизмам поддержки технологического перевооружения экономики (предприятия, региональные целевые программы), и системе генерации технологий (собственно, сам инновационный бизнес). По мнению инноваторов, программа выстроена логично и наиболее эффективно. Конечная же идея чиновников заключалась в определении центрального органа, который мог бы координировать все процессы. Фактически до сих пор при всех попытках либо чиновников, либо самих инноваторов, создающих ассоциации, такого органа нет. А вот идею создания интегратора в лице технопарка удалось реализовать: Новосибирская область выиграла на федеральном уровне конкурс на создание технопарка новосибирского Академгородка. То есть региональная инициатива создания своего технопарка вошла в госпрограмму. Сегодняшняя задача — встроить технопарк в стратегию развития Новосибирской области, но не на словах, а на деле.

Первый шаг

Естественно, один из главных шагов, который сейчас реализуется в Новосибирской области, — это создание собственно инфраструктуры технопарка. Процесс идет тяжело и растянулся на несколько лет. Основные проблемы, которые при этом так или иначе всплыли на поверхность, уже не раз обсуждались — это и трудности с определением прав собственности на землю, и чисто политические нюансы (противостояние с экологическими организациями по поводу возможной вырубки леса в Академгородке).

В целом ситуация в стране с созданием структуры технопарков сдвинулась в начале года, когда на федеральном уровне была создана Межведомственная комиссия (МВК). На фоне других технопарков новосибирский выглядит одним из явных лидеров: разработана концепция, ведется строительство. Полномочия МВК ограничены, как нам видится, координацией процесса разработки концепции технопарка (новый проект прошел утверждение в Москве), а также контролем за расходованием федеральных средств. Кстати, концепция особо не поменялась.

Забота об инфраструктурной составляющей здесь, на месте, легла так или иначе на региональные власти. В частности, администрация Новосибирской области полностью отвечает за обеспечение создаваемого технопарка землей, электроэнергией, водой, площадями, региональными законами (схема 3). При этом на чиновниках не лежит функция организации бизнеса. Они обязаны создать условия для существования и функционирования инновационного бизнеса в рамках технопарка. И вот здесь при составлении схемы распределения полномочий возникает эффект перетягиваемого одеяла: областные власти выступают в роли одной организующей силы. С другой стороны, большая часть инновационного бизнеса сосредоточена в Новосибирске и, соответственно, входит в сферу интересов администрации города. Процесс распределения обязанностей усложняется еще и полномочиями на уровне муниципалитетов, которые также участвуют в инновационном процессе. Бердск, Куйбышев, наукоград Кольцово, Искитим — администрации каждого из этих городов как принимают участие в выстраивании организационно-техни­ческой деятельности для создания условий развития инновационного бизнеса, так и выделяют на эти цели свои средства.

Ситуация при выстраивании схемы полномочий усложняется и финансовыми вопросами. Мы не стали схематизировать денежные потоки на инновационную инфраструктуру в Новосибирской области, поскольку они достаточно сложны, чтобы уместиться в рамки одной картины. Источники финансирования понятны и прозрачны: федеральный, региональный, муниципальный бюджеты, коммерческие фонды, а также сам инновационный бизнес. Дальше — сложнее. Федеральные средства идут на инфраструктуру, выделяясь региональному бюджету, поступают в вузы, идут по линии финансирования РАН. Региональный и местные бюджеты, в свою очередь, на условиях софинансирования направляют свои средства, которые идут на создание инфраструктуры и на поддержку инновационного бизнеса в рамках региональных программ. Но, по мнению участников процесса, наибольший объем все же выделяют сами инновационные компании, которые тратят средства как на разработки, так и на создание своей инфраструктуры. И для того чтобы разобраться в конечном итоге с финансами, необходимо создать единую площадку для денежных потоков и распределения полномочий.

В этом ключе наделение технопарка новосибирского Академгородка полномочиями системного интегратора выглядит в системе инновационного процесса Новосибирской области в целом более чем уместным. В нашей схеме (схема 1) мы определили этот орган как «Технопарки» в целом потому, что в Новосибирской области таких площадок несколько — технопарк «Новосибирск», технопарк Кольцово, подобные площадки существуют и на ряде предприятий региона. Естественно, создаваемый с участием федерального центра технопарк новосибирского Академгородка в этой структуре будет выглядеть превалирующим.

Схемы подготовлены при поддержке ассоциации «СибАкадемИнновация», Центра трансфера технологий (технопарк «Новосибирск»), технопарка новосибирского Академгородка