Просчитать последствия

Матвей Эргардт
12 октября 2009, 00:00
  Сибирь

Повышение акцизов на пиво приведет к закрытию небольших производств и убьет целые направления сельского хозяйства

В Барнауле (Алтайский край) провели круглый стол, на котором продолжили обсуждение темы, поднятой в предыдущем номере журнала «Эксперт-Сибирь» (см. «Акциз на пивных дрожжах», № 36–37 (256) за 28 сентября – 11 октября 2009 г.) — о планах правительства повысить акцизы на пиво. С 2010-го по 2012 год они могут вырасти в четыре раза. При этом все последние годы пиво и так облагали опережающими по сравнению с другим алкоголем темпами. С 2004-го по 2009-й рост акцизов на пиво достиг 200%, в то время как на крепкие напитки — на 41%, а вино на 15%. Государство планирует таким образом существенно пополнить бюджет. Но пивовары считают, что ситуация, когда две бутылки пива будут равны по стоимости бутылке водки, приведет к коллапсу отрасли и перетоку покупательских предпочтений к слабоалкогольным коктейлям и крепким спиртным напиткам. При этом из-за сокращения производства планируемые налоги собрать вряд ли удастся, считают они. К тому же если пивоваренная промышленность практически не имеет теневого оборота — сбор акцизов в отрасли превышает 91%, то по крепкому алкоголю этот показатель находится на уровне 60%. На это обращали внимание участники нашей дискуссии.     

Андрей Солодилов, председатель совета директоров Барнаульского пивоваренного завода:

 pic_text1

— Повышение акцизов, если оно произойдет, ударит в первую очередь по производителям. Такая ситуация уже была в 2004 году, когда две бутылки пива стоили как бутылка водки. В результате разорились мелкие пивоварни по всей стране. Важно, что производство пива — непрерывный процесс, и если завод останавливается, то восстановить его потом практически невозможно.

Исходя из того, что с 2004 года акциз постоянно повышается, на рынке уже наблюдается спад. Из-за кризиса снизилась покупательская способность населения, хотя цены остались на прежнем уровне. Мы пришли к тому, что сегодня по пивоваренной отрасли России спад составляет 25–30 процентов. И новый урожай ячменя в настоящее время не востребован, так как у нас остались старые запасы сырья.

Что произойдет, если планы правительства будут реализованы? Произойдет падение потребления, а значит, и производства, отрасль как минимум еще на 50 процентов упадет. Как итог — частичная незанятость населения, так как предприятия будут переходить на неполный рабочий день. Сейчас много говорят, что каждое рабочее место в пивоваренной промышленности создает 10–12 мест в смежных отраслях. Я считаю, что эта цифра даже занижена.

Андрей Гагельганс, председатель колхоза им. Кирова (Немецкий национальный район):

 pic_text2

— Мы имеем собственный небольшой пивоваренный завод, поставляем свою продукцию в Новосибирскую область, Казахстан. И если будет повышение акцизов на пиво, то окажемся с ним «в пролете». В текущем году мы произвели всего 200 тысяч литров пива при себестоимости 8,58 рубля. Если добавить к нему акциз в 3 рубля, то в итоге получится больше 12 рублей. Цена реализации сегодня — чуть выше 14 рублей, то есть с каждого литра имеем 2 рубля прибыли. Это, конечно, мало. Но если с 1 января акциз будет равен уже 9 рублям, то придется поднимать цену реализации на эти самые добавленные 6 рублей. И никто такое пиво брать не будет. Пиво, разлитое в полуторалитровые бутылки, подорожает на 10 рублей — до 36. С его сбытом будут проблемы. Возможно, нам придется расстаться с заводом. Причем восстановить производство потом действительно будет невозможно. Я полностью согласен с коллегами — в первую очередь от действий правительства пострадают небольшие пивоваренные заводы. Введение подобных изменений нежелательно и вредно для нашего бизнеса. Будет очень сложно.

Владимир Шишов, руководитель СПК совхоз «Фрунзенский» (Завьяловский район):

 pic_text3

— В свое время мы поставили перед собой цель — выращивать на Алтае пивоваренные сорта ячменя, который раньше ввозился к нам из других регионов. И сегодня мы единственные в крае выращиваем семена ячменя, используемого в пивоваренной промышленности. Последний разработанный сорт называется «Ворсин».

Повышение акцизов напрямую ударит по потреблению пива и опосредованно по нам. Но пить люди меньше не станут, будут употреблять технический спирт, самогон, особенно в деревнях. Власть вроде бы хочет повысить налоговые сборы, но забывает о том, что мы, перестав выращивать ячмень для пивоварения, перестанем и платить налог с этого вида деятельности. В результате через год–два на Алтае не останется производства семян пивоваренного ячменя. Только мы разработали свои сорта, как власти хотят на корню загубить новое для нас направление сельского хозяйства. Мы просто наносим еще один удар по сельскому хозяйству. Сейчас у нас в наличии около трех тысяч тонн семян элитного ячменя. Если его не возьмут для посева, нам ничего не останется, как просто скормить его скоту. На этом и закончится эпоха пивоварения из местного сырья.