— В 2009 году изменилась структура потребностей клиентов. Если в целом объем рынка сузился, в отдельных его сегментах мы отмечаем рост. Прежде всего это потребности, связанные с реакцией на кризисную ситуацию. Я бы назвала пять главных направлений, в которых мы фиксируем сейчас повышение интереса.
Первое — привлечение финансов для реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с капитальным строительством инфраструктурных транспортных систем, то есть проектов, которые стартовали давно и требуют завершения. Это могут быть средне-инвестиционные темы, которые нужны, чтобы перестроить бизнес для выживания в современных условиях.
Вторая актуальная тема — оптимизация затрат. К нам обращаются с запросами как о технологическом реинжиниринге, связанным с сокращением необоснованных затрат, так и управленческом реинжиниринге, который подразумевает предельное упрощение системы управления при сохранении или повышении ее эффективности.
Третья тема — слияния и поглощения. Кризис рынка — ситуация, когда можно выгодно купить очень ценные активы. Сейчас настал момент передела рыночной собственности, многие компании ищут финансирование, в том числе и для приобретения дешевых активов, которые через некоторое время будут весьма дорогими. Поэтому слияния и поглощения в целом связаны с маркетинговыми исследованиями, с аудитом собственности.
Четвертое направление — анализ стратегического позиционирования компаний. В условиях кризиса предприятия реально задумались о своем стратегическом рыночном позиционировании и им нужны конкретные рекомендации.
Ну и, наконец, пятая тема — это совершенствования ИТ-инфраструктуры, ИТ-технологий. Затраты на поддержание информационных технологий очень высокие, а отдача крайне низкая. Компании озабочены этой ситуацией и заинтересованы в тюнинге информационных систем (диагностика, перепозиционирование).
В целом в связи с кризисом сегодня урезаны бюджеты региональных компаний, в том числе на консалтинг. Но задач по анализу производственной деятельности и управления, проведению независимого аудита, привлеченных кредитных ресурсов, в том числе от зарубежных финансовых институтов, никто не отменял. Поэтому консалтинг в Сибири лишь претерпевает некую реструктуризацию в разных плоскостях: идет смена консультантов у региональных компаний, например, кто-то отказывается от услуг «большой четверки» в пользу российских компаний — лидеров рейтинга; в рамках предоставляемых услуг происходит трансформация, смена акцентов. Также в линейках услуг консультантов появляются новые продукты.
Конечно, меняются приоритеты, требования со стороны компании-заказчика, но мнение независимых экспертов, профессионалов высокого уровня с опытом реализации успешных проектов остается востребованным по определению, и Сибирь — не исключение.