Как это было

Спецвыпуск
Москва, 26.10.2009
«Эксперт Сибирь» №40-41 (258)
По итогам 2008 года объем выручки 400 крупнейших компаний Сибирского федерального округа вырос по сравнению с предыдущим периодом на 20%

В территориальном разрезе наиболее благоприятные условия для крупного бизнеса — в Новосибирской, Кемеровской областях и Красноярском крае. В топ-400 попали 234 представителя этих территорий. Здесь же сосредоточен основной оборот крупного бизнеса СФО — 68% объема реализации по итогам 2008 года.

Хорошее начало

Благоприятная экономическая конъюнктура первой половины года способствовала всеобщему росту. Существенный рост выручки (свыше 30%) в 2008 году произошел у компаний Кемеровской, Новосибирской, Иркутской областей, Алтайского края и Республики Бурятия. Высокая динамика (+44% к 2007 году) крупного бизнеса Кемеров­ской области — заслуга в первую очередь Западно-Сибирского металлургического комбината (входит в Евраз Груп), «Газпром нефти-Кузбасс» (сбытовая структура «Газпром нефти») и угольной компании «Южный Кузбасс». В Алтайском крае 39-процентный рост обеспечен производителем коксохимической продукции «Алтай-кокс» (принадлежит Новолипецкому металлургическому комбинату).

Компании Иркутской области, входящие в топ-400, за 2008 год повысили объем реализации на 35%. Более половины этого роста приходится на трех игроков — «Иркутскэнерго», «Иркутскнефтепродукт» (сбытовая структура НК «Роснефть») и «Востокнефтепровод» (подразделение «Транснефти»).

Выручка крупного бизнеса Новосибирской области выросла за прошедший год на треть. Существенную долю этого роста обеспечили НПК «Катрен» (фармдистрибьютор), авиакомпания S7 Airlines, ТГК-11 и Группа «Белон». Новосибирская область демонстрирует глобальность экономического подъема первой половины прошлого года — росли предприятия практически всех отраслей.

Представители Республики Бурятия в топ-400 показали рост выручки на 32% за 2008 год. Наиболее динамичными были Улан-Удэнский авиационный завод (входит в холдинг «Вертолеты России»), «Бурятнефтепродукт» (сбытовая структура НК «Роснефть») и разрез Тугнуйский (входит в СУЭК).

Практически отсутствовал рост крупного бизнеса в Омской области (+3% к уровню 2007 года). На территории Красноярского края зафиксировано снижение объема реализации — на 7%.

Внутри топ-400

Основная доля (почти 69%) выручки рейтинга приходится на долю первых 40 участников. За год этот показатель практически не изменился. Этот же пул компаний был наименее динамичным в 2008 году по изменению объема реализации. Первые сорок «тянул вниз» ГМК «Норникель», на долю которого приходится чуть менее четверти объема реализации. По итогам 2008 года его выручка снизилась на 20%. В целом выручка 20 первых компаний топ-400 увеличилась на 17%.

Вторые 40 предприятий были еще менее динамичными — +12% к уровню 2007 года. Тенденции здесь сложнее. С одной стороны, падение выручки по итогам прошедшего года показали компании цветной металлургии и транспорта (в том числе на снижение повлияли проблемы у авиакомпании «КрасЭйр»). С другой — положительная динамика финансовых показателей наблюдалась у представителей угольной промышленности и торговли (в основном сбытовиков нефтепродуктов).

Остальные компании топ-400 показали в прошедшем году гораздо более существенный прирост реализации — 30% к показателю 2007 года. Наибольшее увеличение выручки произошло у организаций, занимающих  строки с 241-й по 280-ю и с 361-й по 400-ю — плюс 39% и 32% соответственно. Первый сегмент топ-400 слабо концентрирован — 63% выручки приходится на торговые предприятия, сервисные структуры, компании машиностроения, строительства и пищевой промышленности. Все отрасли без исключения показали существенную положительную динамику продаж.

Среди последних 40 участников рейтинга основную долю (треть) занимают компании торговли, которые за год нарастили обороты на 26%. Но основной прирост дали «пищевики» (+60% к уровню 2007 года), доля которых в этом сегменте 10%.

Отраслевой разрез

По итогам 2008 года на промышленные предприятия приходится 68% совокупного объема реализации топ-400. За год  объем реализации компаний увеличился на 17%, что несколько ниже прироста по итогам 2007 года (плюс 20%). Основные промышленные сегменты топ-400 — цветная металлургия и угольная промышленность, на них в 2008 году пришлось 30% выручки пром­предприятий. Наибольшую динамику показали угольная промышленность (+71% к уровню 2007 года) и производство металлоконструкций (+60%). Основной вклад в рост первой внесли пять крупнейших угольных компаний Сибири — «Кузбассразрезуголь», «Южный Кузбасс», «Распадская», «Сиб­углемет» и «Южкузбассуголь». Среди производителей металлоконструкций отличились Ремонтно-механический завод (Евраз Груп) и завод «Проф­сталь».

Непромышленный сектор топ-400 Сибири по итогам 2008 года также снизил динамику по сравнению с 2007-м — прирост выручки компаний составил в прошлом году 28% против 32% в 2007-м. Лидерами роста реализации здесь стали сервисные компании (+39% к выручке 2007 года) и торговые предприятия (+36%). Среди компаний, обслуживающих добычу полезных ископаемых и строительство промышленных объектов, особенно удачным 2008 год стал для геологоразведчиков — «Гипроугля», «ТомскНИПИнефти» и Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья. Среди торговых компаний основной вклад в прирост сегмента внесли НПК «Катрен», «Иркутскнефтепродукт» и «Газпром нефть-Кузбасс».

Сегмент торговли в топ-400 — самый многочисленный (109 игроков) и весьма разнообразный. Основную долю (66%) в рейтинге крупнейших компаний Сибири практически на паритетных началах занимают сбытовые сети нефтепродуктов и компании по торговле товарами народного потребления (продукты, хозтовары, обувь, одежда). Сбыт нефтепродуктов также показал и самый большой прирост по выручке за 2008 год — +78% к уровню 2007-го. За ним по динамике следует сектор реализации фармацевтической продукции (10% от совокупной выручки торговых компаний в топ-400) — +54% к 2007 году.

20 самых динамичных компаний
20 самых прибыльных компаний
Отраслевая структура рейтинга (по объему реализации)
Региональная структура рейтинга
Рейтинг крупнейших компаний Сибири по объему реализации продукции в 2008 году

Новости партнеров

    Реклама