Сибирь–Дальний Восток

Тема недели
Москва, 26.10.2009
«Эксперт Сибирь» №40-41 (258)
Владивостокский морской торговый порт и Группа компаний «САХО» подписали соглашение о намерении. Идея построить зерновой терминал на Дальнем Востоке и наладить экспорт зерна в страны АТР вновь в центре внимания, но ее реализация все так же под вопросом

В

ладивостокский морской торговый порт (ВМПТ) и САХО достаточно долго вели переговоры о будущем зернового терминала на Дальнем Востоке. Недавно соглашение о намерениях организовать совместную работу по проекту создания современного высокотехнологичного комплекса по перевалке зерна на территории порта Владивосток подписано. О том, что подразумевает этот документ, какое предполагается развитие событий, рассказал Вячеслав Перцев, генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт».

— Вячеслав Михайлович, переговоры по строительству комплекса ведутся достаточно давно. С чем это связано? Почему данный инфраструктурный проект до сих пор не получил своего развития?

 — Реализация любого инфраструктурного проекта требует соответствующих рыночных условий. Традиционно Россия экспортировала зерно в страны Европы через свои западные порты. Через Дальний Восток экспорта зерна почти не было. Идея строительства зернового терминала в ВМТП возникла несколько лет назад, когда были сделаны разовые поставки зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по существующей в порту технологии: прямой вариант отгрузки «вагон–судно». Но в то время объемы выращиваемого зерна были недостаточны для организации экспорта. Кроме этого, не было значительной потребности в российском зерне в странах АТР.

— На каком этапе сейчас находится работа по этому проекту? Какие шаги, кроме подписанного соглашения, уже сделаны?

— Проведены переговоры между ВМТП и Группой компаний «САХО». Определена стратегия проекта, заключающаяся в поэтапном наращивании мощностей по перевалке зерна в ОАО «ВМТП». Скорость строительства и объем вводимых мощностей зернового комплекса будет зависеть от объема экспортируемого зерна, который в свою очередь обусловлен стоимостью зерна на рынке стран АТР, стоимостью транспортной составляющей, особенно железнодорожной. Последняя в настоящее время составляет более 40 процентов от всей стоимости зерна. Первоначально Группа компаний «САХО» и ВМТП станут выстраивать транспортную логистику поставок зерновых грузов в страны АТР. Причем экспортные зерновые грузы будут обрабатываться существующими мощностями порта, с использованием технологии «по прямому варианту». Это позволит перегружать до 1 миллиона тонн зерна ежегодно.

— Что вам дает партнерство с Группой компаний «САХО»? Расскажите о функциях сторон. Каким образом в дальнейшем будет выстроена работа?

— Роли и функции Группы компаний «САХО» и ВМТП определяются главной целью проекта — создание Дальневосточного зернового транспортного коридора через Владивостокский морской торговый порт, организация экспорта зерна и зерновых культур в страны АТР. САХО обеспечит необходимый грузопоток через зерновой терминал, а ВМТП, в свою очередь, займется перевалкой этого груза. Выстраивать логистическую цепь поставки зерна из Сибири в страны АТР будем совместными усилиями.

 В целом же мы считаем, что Группа компаний «САХО» — это серьезный партнер, обладающий заслуженным авторитетом на рынке зерновых. Активы группы позволяют ей участвовать в таких серьезных проектах, как строительство специализированного зернового терминала в порту. С учетом того, что производственная инфраструктура САХО расположена в тех регионах, которые являются грузообразующими для этого проекта, холдинг может обеспечить базовую загрузку портового комплекса.

— Какие территории могут стать потребителями ваших услуг? В данном случае речь идет и о грузоотправителях, и грузополучателях.

— Грузообразующими регионами в первую очередь будут Омская, Новосибирская области, Алтайский край. Небольшие партии могут идти из Амурской области. Можно предположить, что работать через ВМТП будет интересно и казахстанским экспортерам.

Что касается грузополучателей, то по экспортному направлению это страны Юго-Восточной и Южной Азии. Если брать каботажное направление, то российский Дальний Восток: Камчатка, Сахалин, Чукотка, Магаданская область.

— Есть предположения, что участниками проекта могут стать японские финансово-инвестиционные группы. Был ли проявлен интерес к этому проекту с их стороны прежде и есть ли он сейчас?

— Интерес к проекту японский бизнес проявляет давно. Но дальше переговоров и знакомства с ситуацией дело не идет. В первую очередь японские компании заинтересованы в продаже российского зерна в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На то есть серьезные причины. Это увеличение спроса на зерновые в Азии и необходимость в замещении части потоков зерна таких традиционных экспортеров, как США, Канада, Австралия. В принципе же участие японских финансово-инвестиционных групп в проекте возможно.

— На Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге говорилось о необходимости создания зернового коридора через Дальний Восток в страны АТР. Каких шагов вы ждете от правительства в этом случае?

— Периодически данная тема озвучивается чиновниками различного уровня. Но пока на практике ничего не происходит. Для дальневосточного зернового коридора необходимо отрегулировать тарифную политику на каждом участке доставки этого груза. В первую очередь это необходимо сделать в части железнодорожных перевозок. До тех пор, пока этого не будет, экспорт зерна через дальневосточные порты организован не будет, поскольку это экономически нецелесообразно.

С другой стороны, сам факт того, что в правительстве заговорили про экспорт российского зерна через Дальний Восток, уже вселяет некоторый оптимизм.

Осталось только эту тему конкретизировать и быстрей перевести в практическую плоскость. Ряд документов, касающихся строительства зернового терминала в ВМТП, мы направляли в профильные министерства. Конкретного ответа не получили.

Можно предположить, что реализация данного проекта неплохо смотрелась бы в рамках государственно-частного партнерства. Но зачастую при таком взаимодействии начинает главенствовать принцип «государство сказало, бизнес обязан исполнить». При этом многие важные производственные моменты, бизнес-составляющие не учитываются. Такие отношения хотелось бы исключить. В целом же стоимость проекта не так уж и высока, ее можно осилить и частными инвестициями.

Нам хотелось бы увидеть непосредственную заинтересованность государства в нашем проекте и получить господдержку в плане решения «земельных» вопросов или вопросов, связанных с подготовкой различной строительной документации. Это было бы идеально. А то, что касается привлечения средств в проект, мы бы решили самостоятельно.

— Что даст ВМТП этот проект? Иными словами — зачем он порту? Почему ВМТП проявляет такую настойчивость в его продвижении?

— ОАО «ВМТП» заинтересовано в реализации подобного проекта, поскольку видит его перспективы и понимает, какую пользу это принесет для Приморского края, для нескольких регионов Сибири. К тому же ВМТП всегда следует своей миссии — способствовать развитию мировой торговли, создавая конкурентные преимущества для наших партнеров и клиентов. Содействовать процветанию города Владивостока, Приморского края и государства в целом.

Проект зернового терминала Владивостокского морского торгового порта:

  • емкость элеватора 100 тыс. тонн;
  • пропускная способность 1,5 млн тонн в год;
  • стоимость проекта 30–50 млн долларов.

Новости партнеров

Реклама