Пересечение параллельных

Русский бизнес
Москва, 26.10.2009
«Эксперт Сибирь» №40-41 (258)
Государственно-частное партнерство в области жилищного строительства — сегодня единственный способ предотвратить кризис в отечественном домостроении. Задача бизнеса — самому продемонстрировать готовность работать в новых условиях и по новым правилам

Так исторически сложилось, что с самого начала рыночных реформ бизнес и власть существовали как бы в параллельных вселенных со своими особыми законами. Чиновники не особо спешили создавать благоприятные условия для предпринимательства, поскольку не могли увязать в своем сознании личный интерес бизнесмена и общественное благо. Бизнесмены, со своей стороны, вниманию властей также не особо доверяли, воспринимая чиновников в большей степени как противников, нежели как партнеров. Кризис, похоже, постепенно вынуждает и тех, и других пересмотреть устоявшиеся стереотипы. Причем в строительстве это ощущается сильнее всего.

Не так давно в Новосибирске начались знаковые процессы, неприятные для участников строительного рынка: мэрия стала взыскивать с застройщиков долги по арендной плате за землю. Примечательно, что в числе должников оказались компании, некогда занимавшие первые строчки в списках лидеров домостроения: концерн «Сибирь», ЗАО «Строитель», МЖК «Энергетик», ГК «Метаприбор». Видимо, прозвучавшие примерно год назад предложения со стороны президента «Метаприбора» Владимира Мартыненкова пойти навстречу строителям по вопросам земельной аренды, не возымели действия: как стало известно, не так давно одна из компаний группы подала заявление о банкротстве.

Еще один омрачающий факт: по официальным данным, в области насчитывается 394 объекта незавершенного строительства, причем почти на половине из них работы приостановлены, а на некоторых не ведутся уже в течение двух лет (то есть остановка произошла еще до кризиса). Вопрос об обманутых инвесторах (дольщиках, как принято у нас говорить) пока не получил цивилизованного решения, но сам по себе он является знаковым и по сути серьезно подрывает репутацию крупных застройщиков, и без того страдающих без оборотных средств. Наконец, обещанного летом осеннего всплеска цен на недвижимость тоже не произошло. Изменения находятся в рамках статистической погрешности и вряд ли свидетельствуют о какой-либо отчетливой тенденции. Разговоры об «оживлении» на рынке недвижимости упорно вбрасываются в общественное сознание, но, судя по всему, погоды они уже не делают. К тому же потенциал ожидаемого роста цен, похоже, близок к исчерпанию, что уже осознано на самом верху. Так, по признанию директора департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Александра Мишарина, жилье в России доступно лишь 10% населения, тогда как полтора–два года назад этот показатель был в два раза выше. И хотя на местном уровне упорно заявляют о том, что ипотечные кредиты стали теперь доступнее, на динамике цен данное обстоятельство практически не отражается. Во всяком случае, настолько, чтобы можно было говорить о возобновлении бурного роста, как это было двумя–тремя годами ранее.

Таким образом, выжидательная позиция участников строительного рынка по принципу «лишь бы год простоять» не сулит им никаких радостных перспектив. Да, государство, опасаясь экономического спада, может вбрасывать в отрасль кое-какие деньги, но в корне такие простые решения ничего не изменят. Нужен кардинальный перелом подходов к строительству. Именно эту мысль, как передают чиновники областной администрации, пытался донести до своих подчиненных губернатор Виктор Толоконский. Теперь, судя по всему, более серьезное внимание будет уделяться малоэтажному домостроению. Новый подход продиктован как сложившимися экономическими условиями, так и требованиями вышестоящих инстанций (о чем мы уже неоднократно писали). Поэтому пролонгация старых подходов не только бесперспективна (как социально, так и экономически), но и грозит серьезным обострением отношений с федеральным руководством.

Разумеется, к такой резкой смене парадигм чиновники, курирующие строительство, морально еще не подготовлены. И в этом случае компаниям, ориентирующимся на массовое малоэтажное домостроение, необходимо проявить инициативу в указанном направлении, предложив свои варианты решения данной проблемы. Ситуация, надо сказать, располагает к тому, чтобы выработать новую, более продуктивную и социально значимую форму сотрудничества бизнеса и власти, особенно учитывая то обстоятельство, что стагнация в строительстве не выгодна никому.

Властям сейчас нет никакого смысла за счет бюджета вытаскивать из трясины застройщиков, не оценивших риски и поставивших свои компании на грань банкротства. На рынке место пустым не бывает: свободные ниши могут быть заполнены теми, кто долгое время пребывал в тени гигантов. Сегодня в Новосибирской области представлены десятки новых технологий, однако многие инновационные компании вынуждены сбывать свою продукцию в другие регионы — в Кемеровскую область, Томскую область и даже Хабаровский край. Некоторые из них успешно реализуют свои проекты в соседних республиках, например, в Казахстане. Несомненно, потенциал этих компаний должен приносить пользу прежде всего тому региону, где они зарегистрированы в качестве юридических лиц. Экономический эффект от их активизации окажется не меньшим, чем это было при активной работе представителей старого строительного комплекса, особенно учитывая то обстоятельство, что ввиду переориентации на малоэтажный сегмент гиганты капитального строительства вряд ли продемонстрируют здесь нужную эффективность. Массовое малоэтажное домостроение, несомненно, должно включать в себя инновационную составляющую. Как говорится, не вливают вина молодого в мехи ветхие: приоритет в данном сегменте необходимо отдать специализированным компаниям, освоившим современные технологии быстровозводимого жилья.

Преимущество новых игроков не только в том, что они могут в короткие сроки построить недорогое современное жилье, причем самой разной типологии (одно­семейные дома, таунхаусы, дуплексы, многоквартирные малоэтажные дома и многоквартирные секции), но и в том, что распространение освоенных ими современных технологий не требует высоких капитальных затрат. Например, в сельских муниципальных образованиях и в районных центрах на условиях франшизы можно создавать небольшие предприятия или цеха по производству домокомплектов, решая таким путем и жилищную проблему, и проблему занятости на местах. Вложения здесь не столь уж высоки, и государство в состоянии открыть для этих целей линию льготного кредитования. Так постепенно отечественное домостроение приобретет современный цивилизованный вид. Мало того, при массовом использовании технологий быстровозводимого жилья заметно снизится себестоимость, а значит, и цена построенных домов. Да и строители пересмотрят свои позиции по норме прибыли, научившись зарабатывать не со стоимости квадратного метра, а с оборота.

Cегодня власть обязана перейти от деклараций к формулировкам четких правил и нормативов

Государству теперь надлежит позаботиться о создании необходимых условий для перехода к массовому строительству доступного жилья. Прежде всего — предоставлять компаниям по оговоренным правилам подготовленные под строительство участки, исключив те обременения, что потом тяжким грузом ложатся на плечи граждан. Если учесть то обстоятельство, что теперь именно государство, о чем говорил губернатор Виктор Толоконский, становится на строительном рынке главным инвестором, то прежняя практика бюрократических вымогательств в новых условиях должна восприниматься как досадный нонсенс. Поэтому сегодня власть обязана перейти от деклараций к формулировкам четких правил и нормативов, по которым она будет выстраивать отношения со строительными компаниями и предоставлять им площадки под застройку. Сами правила могут обсуждаться и корректироваться, но крайне необходимо, чтобы они появились, причем в ближайшее время. Этим путем шли все развитые страны, а потому противодействовать подобным решениям — то же самое, что препятствовать развитию нашей страны.

Новости партнеров

Реклама