Уходящий год нас многому научил

Дмитрий Лапин
7 декабря 2009, 00:00
  Сибирь

Бюджет Красноярского края на 2010-й и плановый период 2011–2012 годов собран из практически несовместимых показателей расходов, которые значительно выросли за последние годы по отношению к сократившимся доходам. В целом разработчики сумели решить сложнейшую задачу — сверстать проект сбалансированного бюджета

Впромежутке между первым и вторым бюджетными чтениями в Законодательном Собрании заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр финансов Красноярского края Михаил Котюков любезно согласился ответить на вопросы «Эксперта-Сибирь».

— Мы привыкли считать, что Красноярский край — богатый регион. Во всяком случае, такое мнение о нас — расхожее. Оправдано ли сейчас это представление?

— Судить о том, богатый или бедный Красноярский край, я предпочитаю с точки зрения бюджетных показателей. Бюджет Красноярского края — самый большой среди всех субъектов Сибирского федерального округа. В стране мы в первой десятке регионов по объему бюджетных поступлений и расходов (примерно на пятом–восьмом месте). Важно отметить и то, что наш край стабильно, на протяжении многих лет, являлся регионом-донором федерального бюджета. Мы не получали финансовой помощи от Федерации; все, что нам поступало, — это средства на реализацию целевых проектов и программ или на финансирование переданных федеральных полномочий. С текущим финансированием мы справлялись самостоятельно.

За счет собственных ресурсов край, в частности, решил задачу удвоения заработной платы в бюджетной сфере в 2004–2007 годах — федеральный центр эту задачу поставил, и мы ее выполнили. Сделать это удалось за счет резкого роста доходов — как вы помните, ценовая конъюнктура на цветные металлы была в тот период благоприятной. Но в то же время удельный вес поступлений от предприятий цветной металлургии в бюджет с начала 2000-х годов постепенно снижался, поскольку и в стране, и у нас в крае наблюдался общий подъем экономики. В частности, значительно «прибавил» строительный сектор, в 2008 году мы получили от строителей не только миллион квадратных метров жилья, но и миллиард рублей налога на прибыль. Серьезно увеличился в крае фонд оплаты труда — по средней зарплате мы опять-таки первые в Сибири. Конечно, в основном высокие зарплаты мы видим на отдельных предприятиях — в той же металлургии, но именно они влияют на усредненную статистику.

Еще один факт: в 2008 году от общего объема инвестиций в СФО более половины, 52 процента, пришлось на Красноярский край. И наконец, показатель бюджетной обеспеченности на душу населения, на что традиционно обращает внимание Министерство финансов РФ, так же значительно превышает среднероссийские данные.

Так что утверждение «Красноярский край — богатый регион» вполне обоснованно. Но все-таки нескромно говорить про «богатство». Справедливости ради следует заметить: некоторые дотационные регионы могут себе позволить и большие бюджетные траты, чем мы, поскольку им не приходится зарабатывать самим — средства им выделяет федеральный бюджет.

Говоря о богатстве региона, важно помнить, что истинное богатство определяется далеко не только финансовыми показателями. Главное достояние края — люди, и это не просто красивые слова. Один из приоритетов региональной бюджетной политики — развитие человеческого потенциала. В этой сфере серьезные планы связаны с Сибирским федеральным университетом. Мы горды тем, что такой проект реализуется в крае, он во многом определяет наши перспективы, это серьезный кадровый ресурс для развития экономики, научной и инновационной деятельности.

— Можно ли сказать, что финансовая политика краевого правительства социально ориентирована? Сколько рублей из краевого бюджета в той или иной форме, в виде льгот или субсидий, доходит до среднестатистического жителя края?

— Один факт говорит о многом: уровень социальных расходов выше 75 процентов от всей расходной части бюджета. Хотелось бы больше денег вкладывать в развитие, в будущее, а не «проедать» их. Но необходимо обеспечивать и расходы, обусловленные социальным законодательством. Объем расходов, связанных с исполнением социальных программ, за последние годы значительно увеличился. Край имеет один из самых больших в России объемов социальных гарантий, то есть обязательный набор льгот, пособий и социальных выплат. Это стало очень тяжелой ношей в 2009 году. За счет «подушки безопасности» в виде оставшихся с 2008 года переходящих остатков, а также благодаря отсутствию долгов и, соответственно, затрат на их обслуживание мы эту «ношу» выдержали. Но в будущем году такой «подушки безопасности» уже не будет, более того — краю придется занимать, поэтому социальные расходы в таких объемах, как сейчас, бюджет уже не осилит. В бюджете–2010 ограничены социальные расходы. В частности, не проиндексированы социальные выплаты и повышена адресность поддержки.

— Можно ли говорить о том, что структура пополнения доходной части бюджета изменилась и теперь главную роль играют не крупные корпорации, а рядовые налогоплательщики, средний и малый бизнес?

— Действительно, до недавних пор наш регион традиционно располагал хорошей доходной базой, но при этом был зависим от экономического положения одной, по сути, отрасли — цветной металлургии. Однако уже в 2009 году самый большой налог в бюджете — это налог на доходы физических лиц, Поэтому меры, предпринятые правительством края для сохранения рабочих мест и уровня заработных плат — это забота не только о социальной, но и бюджетной стабильности.

Что касается поступлений налогов от сектора среднего и малого бизнеса (СМБ), то применительно к Красноярскому краю иллюзий питать не надо — в ближайшей перспективе он не станет основой пополнения бюджета. Малый и средний бизнес может быть основным бюджетным источником там, где нет мощной индустриальной базы. Однако последние 75 лет наш регион развивается как базовый для крупных промышленных предприятий.

Я придерживаюсь мнения, что сектор СМБ для нас — это решение проблемы занятости, надежда на развитие инновационных технологий. Надо менять представление об этом секторе как о чем-то, связанном только с торговлей или услугами, ведь во всем мире малые предприятия — важнейшие элементы технологических цепочек, производственных циклов. А еще малый бизнес очень важен с точки зрения идеологии, поскольку развитие предпринимательства позволяет формировать в людях самостоятельность, ответственность, чувство собственника, а у нас, к сожалению, пока это массово не привилось. Но вернемся к бюджету… Пока в совокупности все поступления от сектора СМБ в бюджете составляют 2–3 процента.

— Почему в 2009 году не повторилась ситуация второй половины 90-х годов, когда из-за резкого падения цен на наш основной экспортный товар — цветные металлы — Красноярский край остался с большой «пробоиной» в бюджете, долгами перед бюджетниками и, как следствие, острой социальной напряженностью?

— Экономические предпосылки тогда и сейчас были практически одинаковыми. Но вот реакция была другая — и на краевом, и на федеральном уровне. Совершенно другие были и финансовые возможности. Тот стабилизационный фонд, за который так долго критиковали Министерство финансов РФ, сыграл свою роль — без него ситуация была бы намного хуже. Напомню, что в 90-е годы никакого финансового резерва у страны не было, а сейчас федеральная «подушка безопасности» помогла значительно улучшить ситуацию не только в стране, но и во многих регионах — в частности у нас в крае.

В 2009 году налогов от металлургического сектора мы в краевой бюджет практически не получали. Поступления от налога на прибыль организаций в 2009 году в три раза меньше прошлогодних. Причина этого — снижение прибылей у крупного бизнеса и наличие переплат за прошлые годы, которые были зачтены в 2009-м. Мы ждем восстановления в будущем году этих поступлений, и налог на прибыль от предприятий цветной металлургии останется одной из ведущих статей доходов. Но к нему по объемам поступлений приближаются налоги, которые в бюджет региона будут платить нефтяники. Наш долгосрочный прогноз: с увеличением добычи на Ванкорском нефтяном месторождении два этих источника станут примерно равными по объемам поступлений.

Напомню, что хорошее наполнение бюджета в недавнем прошлом позволяло нам, например, поддерживать перспективные инвестиционные проекты. В частности, Ванкорскому проекту мы предоставили значительные налоговые льготы, понимая, что это в будущем обернется бюджетными доходами. И теперь у нас появляется вторая базовая отрасль для формирования краевого бюджета.

— Ваш прогноз на 2010 год?

— Ситуация будет значительно сложнее, чем в уходящем году. Сейчас мы среагировали на вызов и оптимизировали расходную часть бюджета. В наступающем году вынуждены будем жестко экономить. Общий объем краевого бюджета сократится примерно на 20 процентов. Так, расходная часть снизится со 150 до 115 миллиардов рублей, доходная — со 120 до 104 миллиардов  рублей. Это связано с тем, что в 2010 году не будет переходящих остатков и существенно снизится объем разовой помощи из федерального бюджета. Это только краевая казна — есть еще консолидированный бюджет Красноярского края, то есть сводный показатель бюджета субъекта Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований, это еще примерно 30–40 миллиардов рублей. В 2009 году консолидированный бюджет по расходам составляет 190 миллиардов  рублей, в 2010-м составит примерно 150 миллиардов  рублей. Но мы не потеряем при этом статуса самого крупного бюджета в Сибирском федеральном округе. Можете посчитать, сколько из этой суммы в среднем придется на каждого из трех миллионов жителей края.

— Скажите, вам интересно было работать в уходящем году? Какие уроки преподал финансовый кризис?

— Кризис — это новый опыт, новые знания и возможности. Мы принципиально по-новому исполняли бюджет 2009 года, так же по-новому верстали и бюджет-2010. Да, это было крайне нелегко, но в то же время очень интересно. А главный урок таков: мы должны жить по средствам и тратить столько, сколько зарабатываем. Скажу честно — кризис нас многому научил.

Михаил Котюков — заместитель председателя правительства Красноярского края, министр финансов Красноярского края.

Родился в 1976 году в Красноярске. В 1999 году с отличием окончил Красноярский государственный университет по специальности «финансы и кредит». С 1997 года — главный экономист кредитного отдела Главного финансового управления администрации Красноярского края. В 1999 году назначен начальником контрольно-ревизионного отдела Главного финансового управления администрации Красноярского края. С 2001 по 2002 годы — начальник финансового отдела ОАО «Красноярскагропромдорстрой». В 2002–2003 годах — начальник отдела инвестиционных ресурсов и экологии Главного управления экономики планирования администрации города Красноярска. В 2003 году был назначен заместителем начальника Главного финансового управления администрации края, а в 2005 году — первым заместителем руководителя департамента финансов администрации края. В 2007 году — проректор Сибирского федерального университета по экономике и финансам. С июля 2007 года по июль 2008 года — заместитель губернатора Красноярского края, руководитель департамента финансов администрации Красноярского края.

С 15 июля 2008 года — министр финансов правительства Красноярского края. В декабре
2008 года назначен заместителем председателя правительства Красноярского края.