Со стволовыми клетками во всем мире связаны надежды миллионов людей на выздоровление от болезней, не поддающихся лечению традиционными методами. Интернет-сайты словно соревнуются, предлагая свой список подвластных «волшебным клеткам» заболеваний — цирроз печени, диабет, болезни Альцгеймера и Паркинсона. Неужели они действительно могут все? Академику Игорю Жимулеву, руководителю отдела молекулярной и клеточной биологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, часто приходится отвечать на подобные вопросы.
— Если наука научится управлять развитием эмбриональных клеток, можно будет в лабораторных условиях выращивать любые органы и ткани и «выкраивать» из них «заплатки» для пораженных участков организма?
— Да, универсальность эмбриональных стволовых клеток дает множество надежд. Что касается «заплаток» для организма, то события последних лет заложили основу для нового этапа развития клеточной биологии и медицины. Японские и американские ученые разработали метод, позволивший вернуть клетки кожи мыши и человека в состояние эмбриональных стволовых. Полученные таким образом индуцированные (то есть изначально взятые не из эмбриона) стволовые клетки человека имеют ряд несомненных преимуществ по сравнению с эмбриональными стволовыми клетками для использования в клеточной терапии. Они могут быть получены в любой период жизни пациента, а процесс не потребует выделения клеток и разрушения человеческого эмбриона, что позволит избежать правовых и этических проблем. Кроме того, индуцированные стволовые клетки пациента не расцениваются иммунной системой как чужеродные и не вызывают отторжения.
— В целом у «невзрослых» стволовых клеток большое будущее в медицине. Когда их начнут использовать для лечения?
— На данном этапе трансплантировать больным эмбриональные стволовые клетки очень рискованно — я бы сказал, преступно: эти клетки подвержены генетическим нарушениям и могут вызвать гибель клеток хозяина, а также развитие злокачественных опухолей. Кроме того, введение в ткань взрослого организма эмбриональных стволовых клеток, обладающих максимальной способностью к делению и дифференцировке, способно привести к образованию тератом — опухолей эмбриональных тканей.
По этим причинам сегодня технологий применения эмбриональных стволовых клеток, одобренных медициной, не существует. Что касается единичных разрешенных к применению методов, то они предполагают использование «взрослых» стволовых клеток. К ним относятся широко известная пересадка костного мозга, недавно разработанная технология восстановления тканей после частичного удаления молочной железы и препараты, предназначенные для регенерации костной ткани.
Тем не менее множество российских клиник в среднем за 20 тысяч долларов обещают провести лечение стволовыми клетками, якобы одобренное учеными, и избавить пациентов от любых проблем, даже от алкоголизма и старения.
Несовершенство нашего законодательства играет на руку таким клиникам. Они пользуются правом вести прием пациентов и лицензиями, разрешающими выделять и хранить, но не применять стволовые клетки.
— На создание клеточных центров, занятых разработкой методов терапии с использованием стволовых клеток, во всем мире, кроме России, инвестируют миллионы долларов...
— Губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер выделил 3 миллиарда долларов на работу с эмбриональными стволовыми клетками человека, а президент Барак Обама в нынешнем году снял ограничения на государственное финансирование исследований.
Несомненно, новосибирский Академгородок с его огромным потенциалом биологических исследований должен иметь свой клеточный центр. Несколько месяцев назад наш отдел заключил государственный контракт с Федеральным агентством по науке и инновациям. Мы уже получили 15 млн рублей на создание научно-образовательного центра, задача которого привлечь лучших студентов и аспирантов, обучить их и удержать, оказывая существенную финансовую поддержку, вплоть до оплаты съемного жилья.
— Какую задачу ставят перед собой руководители таких центров?
— Пока еще никто в мире не может превратить стволовую клетку в клетку определенной ткани — это процесс, лежащий в основе идеи массового применения стволовых клеток в медицинской практике. Так что создание центра в Сибири — вопрос времени. Не стоит только забывать: чем позже появится центр новых клеточных технологий, тем дольше и тернистее будет наш путь к медицине будущего.