— Глобальная внешняя проблема 2009 года — конечно же, кризис, выражающийся в падении спроса на страховые услуги, снижении объемов сборов в страховании банковских кредитов и в корпоративном сегменте. Наиболее острые из внутренних проблем — увеличение убыточности, уменьшение чистого денежного потока. Вот тут, я считаю, многие компании неадекватно повели борьбу за увеличение сборов в «падающих» каналах рынка, вводя чересчур высокие комиссии и низкие тарифы. Конкуренция порой становилась совсем жесткой.
В оптимизации страховщиками бизнес-процессов можно выделить два подхода. Одни идут по пути сокращения штата сотрудников и увеличения количества внештатных агентов, работают с посредниками. Другие расширяют сеть филиалов и представительств, активно набирают сотрудников. Трудно сказать, какие меры окажутся более правильными — мы увидим это только в следующем году.
Наша компания также предприняла ряд антикризисных мер: оптимизированы расходы на ведение дел, закрыты убыточные офисы, страховой портфель сделан более сбалансированным, мы стали активнее подстраиваться под региональные рынки. Я считаю, что нынешний год — не самый трудный, проблемы первой половины следующего года будут куда существеннее, но мы все же смотрим в будущее с оптимизмом.