Торжество материального

Антон Веселов
21 декабря 2009, 00:00
  Сибирь

Перед руководством одного из самых отдаленных регионов страны в ближайшие 10–15 лет стоят задачи разработки минерально-сырьевого комплекса края, развития транспорта, электроэнергетики и лесопереработки

Экономика Забайкальского края, неизбежно потеряв в кризис несколько пунктов в индексе промышленного производства, с октября начала расти. Эксперты отмечают увеличение выпуска продукции некоторых видов обрабатывающих производств, распределения электроэнергии, газа и воды, грузооборота транспорта, а также услуг связи. Во многом такая расстановка сил согласуется как с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, так и с устремлениями администрации края.

О том, в какой стадии находятся главные инвестиционные проекты в крае, журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал Равиль Гениатулин, губернатор Забайкальского края.

— Равиль Фаритович, год назад вы озвучили идею модернизации территориального устройства региона. Для борьбы с коррупцией, бюрократией и сокращения чиновничьего аппарата вы предлагаете вместо 31 муниципального района создать 8–10 округов, а всего на территории РФ, по вашему мнению, должно быть 48–50 крупных субъектов. Вы довольны ходом перестройки административно-территориального деления (АТД)?

— Нынешнее АТД края практически не менялось с 20-х годов прошлого века. За это время произошли значительные изменения в экономике, социальном развитии, транспортной инфраструктуре, размещении производительных сил, численности населения, средствах коммуникации, формах и методах управления. При этом чиновничий аппарат, прежде всего на муниципальном уровне, постоянно растет, и работа его зачастую неэффективна. Федеральный закон о местном самоуправлении дал муниципальным образованиям полномочия, но доходная часть бюджетов, как правило, не позволяет выполнять их  полной мере.

Наша инициатива по укрупнению районов не является чем-то принципиально новым. Федеральные структуры — к примеру налоговая инспекция и прокурату-ра — еще несколько лет назад пошли по пути создания межрайонных органов.

В числе ныне существующих районов исторически выделяются неформальные центры притяжения, более экономически сильные муниципалитеты. Это позволяет ставить вопрос об укрупнении, возможность которого уже не первый год обсуждается в кулуарах. Цель одна — повышение уровня жизни за счет оптимизации управляемости территорий, концентрации финансово-экономических ресурсов и сокращения расходов на чиновничий аппарат.

Для подготовки концептуальных предложений уже создана рабочая группа при губернаторе, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права готовит финансово-экономическое обоснование оптимизации АТД края. Планируется, что объединительные процессы будут идти поэтапно. В числе первых кандидатов — Агинский округ, Чита и Читинский район, а также город Петровск-Забайкальский с Петровск-Забайкальским районом, где уже была попытка объединения города с районом. Она оказалась неудачной, но это не значит, что мы никогда не вернемся к этой идее.

На мой взгляд, и в масштабе страны можно было подумать об оптимизации территориального устройства.

— В Стратегии развития Забайкальского края до 2025 года основными направлениями названы повышение качества жизни населения и экономический рост, основанный в первую очередь на развитии горнорудного и агропромышленного комплексов. Какие первоочередные задачи на этом пути будут решены за предстоящий год?

— Горнорудная отрасль и АПК — не единственные направления развития, которые вошли в стратегию. Большое внимание будет уделяться развитию строительной индустрии, инфраструктуры и инновационной системы.

В 2010 году экономическая политика будет реализовываться с учетом последствий мирового финансового кризиса. Наши специалисты полагают, что в течение года будет происходить постепенный рост цен на продукцию горнорудной и горноперерабатывающей промышленности, оживление кредитно-банковской деятельности и предпринимательских инициатив.

В сельском хозяйстве упор, как и в предыдущие два года, будет сделан на развитие племенного животноводства, модернизацию технической базы с применением механизмов лизинга, техническое перевооружение и модернизацию производства. Минсельхоз края намерено в 2010 году в рамках реализации целевых программ развития мясного скотоводства приобрести специализированные породы скота — герефордской в Канаде и галловейской в Австралии.

С 2009 года совместно с группой компаний «Талина» и Всероссийским НИИ мясного скотоводства Россельхозакадемии мы начали внедрение перспективной модели развития животноводства с использованием опыта канадских специалистов. Природно-климатические условия на севере этой страны близки к условиям юго-востока Забайкалья — именно поэтому мы изучаем организацию работы этой отрасли в Канаде. Здесь важны все аспекты — начиная с набора трав на пастбищах и заканчивая рецептами блюд из мраморной говядины.

В 2010 году планируется внедрение модели создания комплекса растениеводства, направленного на увеличение производства зерновых и кормовых культур за счет оптимизации затрат, перехода на технологии ресурсосбережения и диверсификации севооборота. В планах также приобретение зерноуборочных комбайнов, мобильных убойных комплексов и другой техники.

Если говорить о горнорудной отрасли, ставка тут делается как на крупные горноперерабатывающие предприятия, так и на небольшие производства по добыче угля, золота, других цветных металлов.

В 2010 году должны начать промышленное производство цинкового и свинцового концентрата Новоширокинский рудник, принадлежащий холдингу Highland Gold Mining Ltd, и казахстанское АО «Казцинк». Объем производства концентратов должен составить в 2010 году около 20 тысяч тонн.

ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», крупнейший в стране производитель урана, планирует проектирование разработки новых месторождений — «Оловского», «Горного» и «Березовского», также будет продолжено строительство новых мощностей на самом объединении.

В 2009 году очень хорошие результаты показали Жирекенский ГОК и Жирекенский ферромолибденовый завод.  Мы надеемся, что и в 2010 году эти предприятия сохранят  такие темпы роста производства.

Мы рассчитываем на то, что в 2010 году продолжится строительство железнодорожной ветки Нарын – Лугокан, которая является инфраструктурным основанием масштабного освоения месторождений юго-востока Забайкальского края. По предварительным данным, проект будет финансироваться в 2010 году. Строители в уходящем году уложили больше 100 километров дороги. Мы надеемся, что к 1 января ветка дотянется до cела Александровский Завод  — это 130 с лишним километров. В планах на ближайшие годы — дойти с рабочим движением до села Газимурский Завод. В этом случае мы можем рассчитывать на разработку Бугдаинского и Быстринского месторождений. Кроме этого, Новоширокинский рудник сможет существенно сократить транспортные расходы — от предприятия до Газимурского Завода всего 19 километров, а в существующих реалиях концентрат придется
возить до железной дороги за несколько сотен километров.

 pic_text1 Фото: администрация Забайкальского края
Фото: администрация Забайкальского края

— В число ключевых положений документа вошло развитие приграничного сотрудничества, партнерство с Китаем. Пожалуйста, расскажите об анонсируемых совместных проектах с «великим соседом».

— Забайкальский край находится на перекрестке, без преувеличения, всех дорог, граничит не только с Поднебесной, но и с Монголией. Так что большое внимание в стратегическом планировании внешнеэкономической деятельности уделяется развитию сотрудничества как с Китаем, так и с Монголией, созданию условий для расширения географии внешнеэкономической деятельности края в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

Мы делаем упор на развитие региона в качестве транспортно-логистического центра. По территории края проходит Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. Железнодорожная ветка связывает Читу и Транссиб с крупнейшим российско-китайским пунктом пропуска «Забайкальск–Маньчжурия». По территории края проходят три федеральные автомобильные дороги, которые связывают Читу с Хабаровском, Иркутском и российско-китайской границей. Для построения единой транспортно-логистической сети перевозок необходимо построить в среднесрочной перспективе мультимодальный логистический центр в Чите с полным комплексом сервисных и коммерческих деловых услуг и аналогичные центры в Забайкальске и Могойтуе.

Нельзя забывать о том, что на нашем участке российско-китайской границы находятся пять пунктов пропуска, еще несколько — на границе с Монголией. Нами было сделано многое для того, чтобы модернизировать приграничную инфраструктуру. Благодаря усилиям регионального правительства построено два железобетонных моста — на пунктах пропуска «Староцурухайтуй–Хэйшаньтоу» и «Олочи–Шивэй». Это уникальные объекты в новейшей истории российско-китайских отношений. Но эта работа не закончена. Мосты мостами, но надо реконструировать пункты пропуска и развивать другую приграничную инфраструктуру — дороги, логистические центры, объекты туризма. Здесь необходимы согласованные действия региональных властей и федерального центра, и мы ведем соответствующую работу с федеральными ведомствами.

Необходимо закончить реконструкцию пункта пропуска «Забайкальск», реконструировать двусторонние пункты пропуска в Староцурухайтуе и Олочи. В планах — строительство железнодорожного моста через Амур на пункте пропуска «Покровка–Логухэ». Этот переход должен войти в инфраструктурную схему работы проектируемого Амазарского лесопромышленного комплекса. Проект, который реализуется за счет китайских инвестиций, предполагает производство 400 тысяч тонн небеленой целлюлозы в год, 12 тысяч тонн талового масла и 980 тонн скипидара. Его реализация позволит активизировать развитие лесозаготовительной деятельности, и деревообработки прежде всего, на востоке региона.

Продолжится реализация на территории края проектов с участием китайского капитала в горнорудной отрасли: освоение Березовского месторождения железных руд и Нойон-Тологойского полиметаллического месторождения. Мы ищем инвесторов для строительства на юго-востоке края цементного завода. Безусловно, завод будет работать на внутренний рынок, но часть продукции пойдет на экспорт.

Крупнейший проект, который должен начать работу уже в 2010 году, — Могойтуйская промышленная зона. Это пилотный проект создания целого ряда подобных зон, так или иначе ориентированных на внешний рынок. В ближайших планах создание таких объектов в Чите и Забайкальске.

В Могойтуе проект реализуется в три этапа. На первом на окраине поселка Могойтуй был построен административно-хозяйственный комплекс — административное здание, гостиницы и общежития, модульная котельная, подведено электричество, водоснабжение. Строители возвели несколько зданий для работы промышленных предприятий. Это и российские, и китайские компании. Здесь созданы все условия — рядом проходит федеральная трасса и железная дорога, связывающие площадку с Читой и пунктом пропуска «Забайкальск», работает Агинский таможенный пост, близко современный развивающийся поселок — Могойтуй.

В портфеле управляющей компании промзоны есть договоренности уже с шестью предприятиями, которые рассчитывают начать работать здесь в 2010 году. Так, крупная пекинская инвестиционная компания «Тянь Жуй» будет собирать здесь башенные краны, аналогов которым в России нет. ОАО «Агавнешторг» — самое крупное предприятие в Сибири, собирающее китайские тракторы марки Foton, сегодня вынуждено ютиться в нескольких небольших зданиях в Могойтуе. Промзона с ее почти ничем не ограниченными возможностями позволит предприятию выйти на новый уровень.

— В ноябре парламент Забайкалья впервые принял бюджет региона на три года вперед. Почему для перехода на трехлетнее планирование был выбран именно 2009 год? Можно ли сказать, что это косвенная констатация завершения острого влияния мирового кризиса на экономику региона?

— Готовиться к формированию бюджета на трехлетний период мы начали еще в 2007 году в рамках краевой целевой программы реформирования финансов. Разработана она была для реализации бюджетного послания президента в марте 2007 года, в котором было сказано, что основным принципом бюджетной стратегии на 2008–2010 годы и дальнейшую перспективу является расширение горизонта бюджетного планирования. Это необходимо для наработки опыта использования долгосрочных — на период до 10–15 лет — бюджетных прогнозов, включающих количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.

Переход к среднесрочному планированию именно с 2009 года обусловлен еще и тем, что законом о федеральном бюджете на 2008 год и плановый период до 2010 года межбюджетные трансферты регионам были запланированы на трехлетний период.

Кризис, безусловно, внес свои коррективы. Они отражены в краевом законе о бюджетном процессе.

— На каком этапе находится строительство федеральной дороги «Амур»?

— На финальном. О том, что дорога будет сдана в эксплуатацию в 2010 году, в августе 2009-го, стоя на только что сданном 30-километровом участке в нашем Чернышевском районе, в очередной раз сказал Сергей Иванов, вице-премьер российского правительства. На реализацию этой задачи брошены серьезнейшие ресурсы: рекордные 15 миллиардов рублей в этом году и 10 миллиардов — в будущем. Сомнений в том, что дорога будет сдана, у меня нет.

— Забайкальский край и Сибирское отделение РАН подписали соглашение. Какова плоскость будущего сотрудничества региона с учеными?

— Исторически сложилось так, что в Забайкальском крае научная деятельность ученых технического направления в основном ориентирована на развитие технологий сырьевых, а не обеспечивающих получение продукции с более высокой долей добавленной стоимости в виде интеллектуального труда. Это способствовало созданию в крае достаточно мощной научной школы, деятельность которой направлена на эффективное развитие горнодобывающей промышленности региона. Сейчас необходимо, чтобы эта научная школа стала отправной точкой развития научной деятельности и по другим направлениям.

Назрела острая необходимость перевода экономики Забайкальского края с сырьевого на инновационный путь развития, внедрения научных разработок на предприятиях края. Было бы странным, если бы эту задачу мы решали без помощи РАН.

В ноябре мы заключили многостороннее соглашение с Сибирским отделением РАН и ведущими университетами Сибирского региона. К марту 2010 года должна быть разработана программа «Научное и технологическое обеспечение социально-экономического развития Забайкальского края». В работе уже в полной мере задействованы отраслевые министерства нашего региона.

Подписанное соглашение предусматривает научно-технологическое сопровождение новосибирскими учеными приоритетных направлений развития нашего субъекта. В числе этих направлений изучение и развитие минерально-сырьевой базы и переработка минерально-сырьевых ресурсов, глубокая переработка леса и лесохимия, энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии — всего более 11 направлений.

Кроме этого, мы рассчитываем использовать потенциал СО РАН в развитии научно-образовательного комплекса Забайкалья. Это подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру СО РАН, вхождение научных и образовательных учреждений края, имеющих горнорудную тематику работ, в межрегиональный Горный научно-образовательный центр Института горного дела СО РАН, создание в Чите научно-методического центра СО РАН.

Равиль Гениатулин — родился 20 декабря 1955 года в Чите, образование высшее. Окончил Читинский государственный педагогический институт имени Чернышевского. Полковник запаса. Женат, трое детей.

C 1981-го по 1991 год находился на руководящей комсомольской, партийной работе.

С 1991-го по 1996 год — глава администрации города Читы.

В феврале 1996 года назначен, а затем избран главой администрации области. Дважды переизбран на эту должность. В январе 2008 года кандидатура Равиля Гениатулина внесена Президентом РФ Владимиром Путиным на рассмотрение Читинской областной и Агинской Бурятской окружной дум для наделения полномочиями первого губернатора Забайкальского края. В феврале того же года кандидатура Равиля Гениатулина утверждена парламентами объединяющихся регионов, а 1 марта он вступил в должность губернатора Забайкальского края. Срок истечения полномочий — март 2013 года.