На урезанном пайке

Ольга Шадрина
21 декабря 2009, 00:00
  Сибирь

С точки зрения бюджетного наполнения наиболее пострадали в кризис ранее благополучные регионы. Дотационные же стали жить даже в чем-то лучше. Но и для тех, и для других трендом 2010 года станет надежда на собственные силы и воплощение в жизнь антикризисных мер

Судя по экономическим показателям, уже сейчас можно сделать вывод: в целом ситуация в Сибирском федеральном округе несколько лучше, чем в среднем по стране. Падение в обрабатывающей промышленности за девять месяцев 2009 года составило 11,7% (по стране 19,1%), сокращение налоговых доходов бюджетов — 12,6% (по стране 17,1%). «Основной объем падения производства пришелся на индустриальные регионы центра страны, Поволжья и Урала, где сосредоточены наиболее пострадавшие отрасли машиностроения, черной металлургии, производства строительных материалов. А доходы бюджетов значительно сократились в нефте- и газодобывающих регионах», — отмечает Елена Гончарова, председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, председатель отделения ассоциации КСО РФ в Сибирском федеральном округе.

— Елена Анатольевна, дайте вашу оценку социально-экономического развития регионов Сибири за период с октября 2008 года по октябрь 2009-го. Каковы тенденции? В каких регионах потери минимальны, а в каких, напротив, ситуация крайне сложная?

— В регионах Сибири ситуация сильно разнится. Больше всего пострадали две группы ранее динамично развивавшихся регионов, где значительно сократился спрос на продукцию добывающей промышленности (Кемеровская область) и где существенно уменьшился инвестиционный спрос (Омская и Новосибирская области).

Так, в Новосибирской области инвестиции в 2007-м – начале 2008 года были основным локомотивом роста экономики (в 2007 году инвестиции в реальном выражении увеличились в 1,5 раза). Мировой финансово-экономический кризис привел как к уменьшению возможных источников финансирования инвестиций, так и к отказу инвесторов от целого ряда инвестиционных проектов, особенно в сфере строительства коммерческой недвижимости. Падение в строительной отрасли — одно из самых больших в стране, 47,2%. Оно привело к большей напряженности на рынке труда, чем в среднем по стране и СФО (число безработных в Новосибирской области увеличилось в два раза, в стране и СФО — в 1,6 раза).

Не так сильно пострадали менее динамично развивавшиеся регионы, не очень зависящие от сократившихся внешнего спроса и источников инвестиций (в республиках Бурятия и Тыва даже наблюдается рост отдельных экономических показателей). Либо регионы, где важную роль играют отрасли с большим запасом прочности и более благоприятной конъюнктурой (Красноярский край, Иркутская область — с энергетикой и цветной металлургией). Хотя это и не привело к изменению позиций регионов по базовым экономическим показателям (например, Новосибирская область по-прежнему лидирует по объему розничной торговли и платных услуг на душу населения, Красноярский край и Кемеровская область — по среднемесячной заработной плате).

Наименьшее влияние кризисные явления оказали на отрасли энергетики и производства других коммунальных услуг, а также отрасли, ориентированные на текущий потребительский спрос и импортозамещение (сельское хозяйство, пищевая промышленность). Неплохая ситуация на предприятиях машиностроения, имеющих стабильный государственный заказ, в том числе по контрактам с зарубежными странами.

В частности, в Новосибирской области наблюдается рост пищевой промышленности и производства воздушных транспортных средств (около 12%).

Тем не менее нельзя сказать, что появились новые отрасли-локомотивы. В благополучных отраслях лишь сохранились прежние благоприятные тенденции, но в условиях общей стагнации они не смогут обеспечить устойчивого экономического роста. По информации регионов, в условиях кризиса удалось сохранить инновационные производства, которые могут стать основой модернизации и изменения структуры экономики в будущем.

— Все без исключения территории предпринимали шаги по противодейст-вию последствиям глобального кризиса. На ваш взгляд, какие меры оказались действенными, а какие не дали ожидаемого эффекта?

— Проводимый Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ мониторинг реализации антикризисных мер региональными органами власти показывает, что наибольший эффект дали мероприятия по организации временной занятости и профессиональной переподготовке трудоспособного населения; созданию рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства; государственной поддержке отрасли строительства и стимулированию спроса на жилье; предотвращению остановки производства и содействию формирования пакета заказов на крупных предприятиях.

Все это позволило стабилизировать ситуацию на рынке труда, предотвратить массовые увольнения и рост социальной напряженности (в том числе и со стороны дольщиков). Так, в Новосибирской области, как и во многих других регионах Сибири, с использованием средств федерального и областного бюджетов реализуется программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда (на эти цели планируется направить 165 миллионов рублей, и эта сумма может быть увеличена до 230 миллионов рублей).

По данным областного департамента труда и занятости населения в январе–ноябре 2009 года специалисты центров занятости помогли найти работу около
79 тысячам жителей Новосибирской области. На общественные и временные работы трудоустроено более 31 тысячи, в том числе 5,8 тысячи человек, находящихся под риском увольнения, работают в режиме неполной занятости. Также по направлению органов службы занятости к обучению профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 7,3 тысячи безработных, по программе опережающего обучения приобрели новую специальность или повысили свою квалификацию три тысячи человек.

В результате численность безработных, достигнув пика в апреле 2009 года (39 тысяч человек), начала снижаться (до 28,6 тысячи человек в ноябре). С апреля также снижается численность работающих в режиме неполной занятости и находящихся в вынужденных отпусках.

В сфере поддержки жилищного строительства в Новосибирской области использовались: прямые закупки жилья для переселения из ветхого и аварийного фонда; стимулирование спроса за счет субсидирования процентной ставки и первоначального взноса по ипотечным кредитам при покупке жилья; предоставление государственных гарантий застройщикам и субсидирование процентной ставки по гарантированным кредитам.

Для приобретения жилья использовано около 700 миллионов рублей (в том числе 391 миллион рублей — средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 301 миллион рублей — средства областного бюджета), приобретены квартиры общей площадью 20,3 тысячи квадратных метров. Средства используются для завершения строительства 28 домов в девяти муниципальных образованиях области.

Субсидии на приобретение жилья планируется предоставить 775 гражданам. Более 600 человек уже воспользовались ими и принесли строительной отрасли
1 534 миллиона рублей (из них 932 миллиона рублей — заемные). Новосибирское агентство ипотечного кредитования выдало 250 ипотечных займов на сумму 402 миллиона рублей (по сравнению с 2008 годом эти показатели увеличились более чем в два раза).

Вместе с тем государственные гарантии не дали ожидаемого результата. Лимит предоставления гарантий был предусмотрен в размере 1,5 миллиарда рублей, принято решений о предоставлении гарантий на миллиард, но фактически гарантии предоставлены лишь на сумму 180 миллионов рублей. Даже при наличии госгарантии банки не предоставляют кредита, поскольку велик риск, что построенное жилье не будет продано и застройщик не сможет вернуть кредит и выплатить проценты. Поэтому больший эффект дали меры, направленные именно на стимулирование спроса на жилье.

Конечно, это пока предварительные выводы, контрольные мероприятия по вопросам использования выделенных средств еще не закончены, часть из них запланированы на будущий год. Эффективность ряда мер еще рано оценивать. Например, значительный объем средств направлен на поддержку малого и среднего предпринимательства (созданы фонды поддержки венчурных инвестиций, предоставления поручительств по кредитам). К реализации мероприятий приступили преимущественно во второй половине года, и бизнес-проекты, реализуемые с использованием средств господдержки, еще далеки от завершения.

— Много говорилось о сокращении издержек на деятельность властных структур. На чем сэкономили в администрациях регионов?

— В органах власти прежде всего были сокращены расходы на приобретение основных средств и материальных запасов, а также командировочные расходы. Оптимизирована численность сотрудников — в основном за счет работников пенсионного возраста и вакантных должностей.

В Новосибирской области сокращение составило около 10 процентов от первоначально утвержденного плана на 2009 год, при этом было практически прекращено приобретение основных средств и проведение ремонтов для нужд органов власти. Губернатором области Виктором Толоконским дано поручение органам власти обеспечить дополнительную экономию средств по итогам года по оплате труда на 10 процентов, по материальным запасам — на  семь процентов (без официального сокращения утвержденных расходов бюджета).

Реальной оптимизации расходов на содержание аппарата управления можно достичь лишь в случае успешной реализации мер административной реформы, оптимизации функций государства, внедрения электронного документооборота, передачи ряда функций саморегулируемым организациям и подрядчикам на основе аутсортинга.

— Все региональные власти сократили расходы бюджета. Какие направления пострадали больше всего? Были ли заданы в этой сфере стандарты  сокращения издержек?

— Прежде всего под сокращение попали бюджетные инвестиции в объекты дорожной, социальной и коммунальной инфраструктуры (их сокращение в Новосибирской области составило 30–45 процентов, без учета средств федерального бюджета). Как правило, средства выделялись только на объекты высокой степени готовности или новые приоритетные объекты, значимые для региона.

Например, в дорожной отрасли Новосибирской области приоритет был отдан работам по содержанию дорог в нормативном состоянии, уменьшающим потребность в текущем и капитальном ремонте.

Существенно (до половины) сокращены расходы на областные целевые программы, что, безусловно, приведет к невозможности достижения запланированных результатов в заданные сроки. В связи с этим по ряду программ происходит или планируется увеличение сроков их реализации, но четких приоритетов при сокращении расходов нет. Поэтому палата предложила сокращать расходы на реализацию целевых программ только после проведения предусмотренной законодательством оценки эффективности их реализации и на основе ее результатов.

Социальные расходы регионов, как минимум, не уменьшились, хотя в ряде субъектов РФ планируемое на конец 2008 года 30-процентное увеличение оплаты труда работников бюджетных учреждений не было проведено или осуществлялось в меньшем размере.

Так, в Новосибирской области увеличение оплаты труда составило 20 процентов, но сохранены первоначально планировавшиеся темпы индексации социальных выплат (пособия на детей, выплаты опекунам и приемным семьям). Не сокращался объем текущей финансовой помощи местным бюджетам (уменьшены субсидии на капитальные нужды и субвенции на оплату труда работников образовательных учреждений — пропорционально уменьшению индексации оплаты труда).

При этом в Новосибирской области приоритетной была задача сохранения объемов поддержки сельского хозяйства, инвесторов и товаропроизводителей, приоритетных проектов развития области. Сохранены основные направления поддержки инвесторов за счет средств областного бюджета (около 150 миллионов рублей субсидий и 850 миллионов рублей налоговых льгот). При поддержке областного бюджета приобретено 600 единиц новой сельхозтехники на сумму более 900 миллионов рублей. Реализуются приоритетные для развития области проекты Новосибирского технопарка и промышленно-логистического парка (средства областного бюджета используются для создания инфраструктуры данных объектов).

— Сейчас верстаются бюджеты на будущий год и на ближайшие 2011–2012 годы. Можно ли выделить какие-либо особенности работы над бюджетами?

— В ряде регионов и муниципальных образований, в частности в Новосибирской области, временно отказались от утверждения бюджета на три года (при этом среднесрочное бюджетирование сохраняется в форме утверждаемого администрацией среднесрочного финансового плана). В условиях стагнации доходов (фактического   увеличения налоговых и неналоговых доходов не ожидается) в бюджетах, как правило, не закладывается индексация оплаты труда, социальных выплат и увеличение материальных расходов.

В Новосибирской области запланирована только индексация коммунальных расходов на 20 процентов. При этом сохраняются и даже несколько увеличиваются расходы на преодоление последствий кризиса и бюджетные инвестиции. Для финансирования дефицита планируется осуществление заимствований у кредитных организаций (в текущем году из-за высоких ставок этот источник фактически был недоступен).

Но главной особенностью, я бы сказала даже главной проблемой, стало планирование в условиях неопределенности со стороны федерального центра. Составление региональных бюджетов осуществлялось без подлинной информации об объемах финансовой помощи из федерального бюджета. После внесения проекта федерального бюджета оказалось, что по ряду направлений расходов (прежде всего социальной направленности), ранее осуществлявшихся за счет средств федерального бюджета или при его участии, субсидии регионам не предусмотрены. Это означает, что для сохранения социальных гарантий на прежнем уровне придется использовать больше собственных средств региональных бюджетов (точных данных о сумме дополнительно требующихся средств нет, но для Новосибирской области она может составить несколько миллиардов рублей).

Кроме того, Федерация забирает весь налог на добычу нефти и газа (компенсация регионам будет в размере 60 процентов от изъятых доходов). Долгое время не было определенности с увеличением ставок по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты (повышение по транспортному налогу и акцизам на пиво).

— Прибавилось ли работы в кризисный год?

— Интенсивность работы Контрольно-счетной палаты за последние два года значительно увеличилась. Это прежде всего связано с новыми задачами, возложенными на органы внешнего финансового контроля Бюджетным кодексом РФ: ежегодные внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета и отчетов об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований.

В условиях кризиса появилось еще одно направление деятельности — ежемесячный мониторинг социально-эконо-мического положения области и антикризисных мер, принимаемых органами власти. С учетом реализуемых в области антикризисных мер был скорректирован план контрольных мероприятий. Предусмотрена проверка реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, увеличен проверяемый период реализации программы поддержки инвестиционной деятельности.

В ходе других проверок обязательно уделяется внимание мероприятиям, связанным с оптимизацией расходов и преодолением последствий кризиса (например, обеспечение занятости выпускников учреждений среднего профессионального образования).