Перед рывком

Всю новейшую историю богатейший природными ресурсами Забайкальский край является дотационным. Ориентация России на сближение со странами Азии и повышение внимания государства к восточным территориям дает региону дополнительный шанс для экономического рывка

Все последние годы Забайкалье является глубоко дотационным регионом. Финансовый кризис усугубил экономические проблемы края. В структуре доходов консолидированного бюджета на 1 октября 2009 года доля безвозмездных поступлений составила 53,1% (это на 13,4% выше, чем годом ранее), индекс промышленного производства за тот же период — 95,2% к аналогичному периоду 2008 года.

Из ведущих отраслей экономики сильнее всего в кризис «просело» производство машин и оборудования — падение на 70,2%. В результате «вставшего» жилищного строительства на 65,8% упало производство строительных материалов. Значительный спад произошел в лесопереработке и производстве изделий из дерева.

Опоры развития

Тем не менее ряд ключевых отраслей даже в кризисном 2009 году показали положительную динамику. Добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) возросла на 1,3% к уровню января–октября предыдущего года (доля — 32,4%), металлургическое и производство готовых металлических изделий увеличились на 25,4% (в связи с увеличением производства ферромолибдена на 30,2%), на 5,8% вырос валовой объем продукции сельского хозяйства. Резко возрос оборот малых предприятий (с прошлогодних 40 440,7 млн до примерно 48 925,16 млн рублей). Этот сектор «приютил» значительное количество высвобожденных из-за кризиса работников других отраслей.

Наконец, один из важнейших для развития экономики показателей — объем инвестиций в основной капитал, хотя и снизился до 38 818,29 млн рублей (против 47 065 млн в 2008 году), тем не менее заметно превышает уровень 2007 года (32 056,8 млн рублей), и это вселяет надежду на скорое восстановление экономики. Тем более что львиная доля инвестиций осуществлялась в проекты, призванные стать плацдармом для будущего экономического рывка.

Локомотивом роста экономики края суждено стать четырем отраслям — добывающей промышленности, энергетике, транспорту и связи. Это обозначено в подготовленной Минрегионразвития Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года. Обозначенный в правительственном проекте тренд «экономического и геополитического прорыва России в Азиатско-Тихоокеанский регион» стал для Забайкальского края, как и для других регионов Восточной Сибири, счастливым билетом в светлое будущее. Для реализации огромного потенциала территории, богатой природными ресурсами, требуются немалые инвестиции, но самостоятельно привлечь их регион не в состоянии, а частные инвесторы пока не готовы вкладываться в инфраструктуру. Правительственная программа как раз предусматривает государственное финансирование наиболее капиталоемких инфраструктурных проектов и привлечение частных инвестиций для развития производственных кластеров.

В рамках реализации правительственной стратегии администрация Забайкальского края надеется осуществить и ключевые проекты региональной стратегии развития региона, существующей с 2005 года — строительство некоторых объектов уже началось.

Дороги без конца

Несмотря на кризис, в Забайкалье полным ходом идет строительство автомобильных магистралей. В первую очередь инвестируются крупные трассы федерального значения. 30 ноября состоялось торжественное открытие нового участка автотрассы А-166 Чита – Забайкальск протяженностью более 12 километров. Трасса соединяет Читу с крупнейшим сухопутным российско-китайским пунктом пропуска «Забайкальск–Маньчжурия». Пропускная способность участка — 5 тыс. автомобилей в сутки, средняя скорость — 100 км/ч. Стоимость проекта составила 1,35 млрд рублей.

На сентябрь 2011 года намечена сдача автотрассы «Амур» (Чита – Хабаровск), строительство которой началось в 1978 году. Трасса протяженностью 2,1 тыс. километров пролегает по территориям четырех субъектов Российской Федерации — Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края, на ней расположены 322 моста. Стоимость автодороги, начиная с 1978 года, оценивается в 200 млрд рублей. Инвестиции этого года составили 15 млрд рублей, было построено 705 км дороги с твердым покрытием, в течение следующего года предстоит закончить работы на еще 630 км автодороги, на это будет выделено 10 млрд рублей.

Не отстают и железнодорожники. В настоящее время в крае идет строительство на линиях Приаргунск – Березовское (125 км) — к Березовскому железорудному месторождению на юго-востоке Читинской области; 375-километровая ветка Нарын – Лугокан — к Быстринскому месторождению полиметаллических руд (попутно будут «охвачены» также Култуминское, Быстринское и Бугдаинское месторождения). В следующем году будет завершена комплексная реконструкция участка Карымская – Забайкальск, что позволит увеличить его пропускную способность.

Богатство из-под земли

В горнорудную промышленность края запланированы поражающие воображение инвестиции. Одна только программа освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области «тянет» на 168 млрд рублей государственных и частных инвестиций. Крупнейшим частным инвестором здесь выступает «Норильский никель».

В рамках этого проекта помимо строительства железнодорожной линии Нарын – Лугокан предусмотрено возведение нескольких горно-обогатительных комбинатов (ГОКи).

Проектно-изыскательские работы по строительству железной дороги начались в 2007 году, в 2011-м дорога должна принять первый груз. Планируется, что к
2015 году ГОКи, построенные вдоль этой линии, будут добывать 35 млн тонн руды в год.

По оценке администрации Забайкальского края, реализация только этого проекта увеличит ВРП края на 50%, трудоустроит 70 тыс. рабочих, 8 тысяч из которых — на ГОКах, 5,5 тысяч — на деревообрабатывающих предприятиях и почти 56 тысяч чело-век — в сопутствующих производствах.

Не менее значимую роль в развитии края играет и активизация хозяйственной деятельности на приграничной территории. В частности, разработка Новоширокинского полиметаллического месторождения и Чинейского месторождения железотитанванадиевых и комплексных медных руд.

Первое расположено в 200 км юго-восточнее железнодорожной станции Сретенск и под завязку набито свинцом, цинком, золотом и серебром. Запасы руды составляют 9,2 млн тонн, запасы золота — 50,6 тонны (5,55 г/т), свинца — 375 тыс. тонн (4,11%), цинка — 310 тыс. тонн (1,82%), серебра — 930 тонн (101,9 г/т). Кроме того, при металлургической переработке руды можно взять и дополнительные компоненты — висмут и сурьму.

Второе расположено на севере Читинской области, в 72 км по железнодорожной ветке от станции Новая Чара на трассе БАМа и в 15 км к югу от Удоканского месторождения меди. По запасам и ресурсам железотитанванадиевых руд — 30 млрд тонн — Чинейское месторождение является поистине уникальным, в частности, по объему ресурсов ванадия оно занимает первое место в мире. Общие запасы руды составляют 2,1 млрд тонн, из них с содержаниями железа — 35,8%, двуокиси титана — 7%, пятиокиси ванадия — 0,54%.

Еще одно, Березовское месторождение расположено в Нерчинско-Заводском районе Читинской области, в 8 км от границы с КНР по реке Аргунь. Разведанные запасы здесь составляют 438 млн тонн (по данным Роснедр), а потенциальные запасы — около 1 млрд тонн, содержание железа — от 36,6% до 50,6%. Это месторождение с долгой историей — разведано оно было еще в 1950-е, в основном с прицелом на Аньшаньский комбинат (КНР), который строился при содействии СССР. В июне 2005 года лицензия на разработку месторождения выдана ООО «Горнопромышленная компания «Лунэн», которая бойко взялась за освоение, но затем переуступила лицензию Xiyang Group. Новый инвестор в июле этого года заявил о готовности вложить в разработку месторождения 3,3 млрд юаней (483 млн долларов). Добыча руды на месторождении должна начаться в апреле 2010 года. Затем, к концу 2012 года, там же планируется завершить строительство сталелитейного предприятия мощностью до 4 млн тонн стали в год.

Наконец, запланировано строительство ГОКа на базе Нойон-Тологойского месторождения с целью добычи полиметаллов. Все 15 млрд рублей, необходимые для этого, инвестируют инициаторы проекта — Тайчжоуская промышленная компания «Хуатянь» и ООО «Байкалруд». Выход на проектную мощность запланирован уже в 2012 году.

Энергетическая подпитка

Для глобальных проектов требуется растущее с каждым годом количество энергии. Даже в январе–октябре кризисного 2009 года электроэнергии произведено чуть больше, чем в прошлом году — 5,5 млрд кВт•ч. Для решения проблемы дефицита мощности электрической энергии уже в следующем году будет запущен третий энергоблок на крупнейшей в Забайкальском крае Харанорской ГРЭС.

В начале ноября этого года было объявлено о завершении строительства металлического каркаса главного корпуса энергоблока. За счет нового энергоблока мощность станции увеличится на 52% и достигнет 655 МВт. Общий объем инвестиций составит почти 2,7 млрд рублей.

Но для потребностей растущей экономики даже этих мощностей не хватит. Поэтому крупнейшие игроки рынка готовят новые серьезные инвестиционные проекты.

Скажем, ОАО «ГидроОГК» еще в 2007 году объявило о планах строительства двух ГЭС на реке Витим общей мощностью 1 410 МВт (стоимость проекта оценивается в 232 млрд рублей). Этот проект является частью стратегической программы освоения Озернинской рудной площади (лицензией на освоение Озерного и Холоднинского полиметаллических свинцово-цинковых месторождений с лета 2008 года владеет «Русинвестпартнер»).

К сожалению, авария на Саяно-Шушенской ГЭС на время отвлекла внимание и ресурсы энергетиков от забайкальского проекта. Будем надеяться, что это ненадолго — есть все основания рассматривать регион в качестве нового центра добычи полезных ископаемых в Сибири.

Немного истории

Забайкальский край как административная единица — регион молодой. Он был образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинско-Бурятского АО.

Промышленное освоение территории началось на заре XVIII века. В 1700 году построен Нерчинский серебросвинцовый завод, а к концу столетия здесь уже работали девять заводов, в том числе чугунолитейный и железоделательный. Работали на них в основном ссыльные и каторжане. Во второй половине XIX века нерчинские заводы пришли в упадок, и новый импульс к развитию территория получила только в советское время, когда здесь появились предприятия цветной и черной металлургии, машиностроительные предприятия, были построены Читинская и Харанорская ГРЭС, шахты по добыче угля и горно-обогатительные комбинаты, а также предприятия легкой промышленности.

В сельском хозяйстве специализацией края много лет остается тонкорунное овцеводство, а также мясомолочное и мясное животноводство. В центральных, южных и юго-восточных районах есть посевы сельхозкультур. В горнотаежных и северных районах развит охотничий промысел.

После распада СССР экономика региона практически пришла в упадок — неразвитость экономической и транспортной инфраструктуры, удаленность от основных потребителей, низкая плотность населения подкосили промышленность. В 2005 году объем промышленного производства составил лишь 34% от уровня 1990 года.

Минерально-сырьевую базу Забайкалья составляют разведанные запасы широкого спектра полезных ископаемых. Здесь расположены  42% разведанных запасов плавикового шпата России, 31% — циркония, 21% —  меди, 28% — молибдена, 18% — титана, 13% — серебра, 12% — свинца, золота, вольфрама, олова, лития, цинка, угля и железных руд.

Прогнозируемый минерально-сырьевой потенциал составляют: двуокись титана, никель, кобальт, свинец, сурьма, ртуть, германий, сынныриты, флюорит, цеолиты. Кроме этого, имеется ряд месторождений камнесамоцветного сырья, перлитов, графита, огнеупорных и тугоплавких глин, магнезита, а также существуют предпосылки для выявления месторождений алмазов и платины.