Автолизинг вывезет

Для автолизинга 2009 год стал проверкой на прочность. Прежний фаворит, умудрившийся показать шестипроцентный рост даже в 2008 году, когда упали все крупные сегменты, сегмент автолизинга в прошлом году сократился в несколько раз

Итоговые цифры пока неизвестны, но по данным за 9 месяцев 2009 года «сжатие» рынка относительно уровня прошлого года ошеломляющее (см. таблицу 3). Объем нового бизнеса в этом сегменте сократился на 72,91% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество контрактов — на 65,8%. Соответственно, изменилась и структура рынка по видам предмета лизинга (см. график).

Причины падения сегмента большинство экспертов связывают в первую очередь с состоянием собственно автомобильного рынка. По оценке Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам 2009 года снизились на 49% — до 1 466 тыс. машин (из них 1 395 тыс. — легковые автомобили). При этом резко «сжался» и рынок автокредитования, являвшийся основной движущей силой российского автомобильного рынка вплоть до августа 2008 года. «Еще летом 2008 года практически каждый второй новый автомобиль покупатель приобретал с использованием заемных средств, — говорится в отчете агентства «Автостат». — Но осенью банки сначала повысили ставки и ужесточили условия получения кредитов, а потом и резко уменьшили лимиты кредитования, так что концу года доля кредитных машин снизилась до 15–20 про-центов». Всего же, по оценке «Автостата», общий объем рынка автокредитования уменьшился в четыре раза — с 20 млрд долларов в 2008 году до 5 млрд в 2009-м. Это обусловлено как сокращением количества выданных кредитов, так и снижением их средней стоимости при увеличении первоначального взноса.

Тем не менее именно с сегментом автомобильного транспорта связывает свои надежды на рост в 2010 году большинство лизинговых компаний. Кстати, по данным Рослизинга, несмотря на заметный спад объемов, по итогам 9 месяцев 2009 года самое большое число новых контрактов — 12 886, это около 81% от общего количества новых сделок — приходится на автолизинг. К тому же в списке активных участников лизингового рынка СФО (таблица 2) не менее шести игроков, специализирующихся именно на автолизинге, и это при том, что и универсальные компании традиционно уделяют этому сегменту большое внимание.

В условиях кризиса для многих лизингодателей автотранспорт представляется более привлекательным объектом сделки, нежели оборудование или недвижимость. В первую очередь благодаря своей высокой ликвидности: в случае дефолта автомобиль не так сложно изъять и реализовать на вторичном рынке. За годы кризиса это направление — продажа конфискованных автомобилей — получило большое развитие у многих компаний, достаточно просмотреть их официальные сайты. Причем большинство из них при продаже конфиската обходятся без посредников, и это, несомненно, сказывается на цене, что не замедлили оценить клиенты.

Оживление на рынке, наметившееся во второй половине 2009 года, и растущая конкуренция побудили лизинговые компании к творчеству. Большинство игроков предложило клиентам целый ряд новых продуктов именно в сегменте автолизинга. Многие лизингодатели совместно с автопроизводителями предлагают специальные дисконтные программы, позволяющие приобретать машины с минимальной ставкой удорожания. Так, автомобили группы ГАЗ («Газель», «Газель-бизнес», «Соболь» и «Валдай») продвигаются в рамках совместных программ производителя с «CARCADE Лизинг» и «РЕСО-лизинг». Представительские авто марок Jaguar и Land Rover — в партнерстве автоконцерна с компаниями CARCADE, Europlan, «ФБ-Лизинг». Компания «Сибирь-МАЗ-Сервис», продвигающая автомобили МАЗ, заключила соглашение с компанией «ДельтаЛизинг».

Есть у лизингодателей и собственные программы привлечения клиентов. ГК «Балтийский лизинг» разработала для предприятий малого и среднего бизнеса программу «Формула-1», работающую по упрощенной схеме, программы «Старт» и «Гран-при» — с минимальным авансовым платежом. «ФБ-Лизинг» в рамках программы «ПРОСТОлизинг» отказалась от оценки финансового состояния клиентов. Компания Europlan в феврале этого года запустила программу «Europlan Assistance: помощь на дорогах». Национальная Лизинговая Компания в январе 2010 года начала акцию «КАСКО пополам».

Большинство участников рынка автолизинга сходятся во мнении, что при сохранении текущих трендов этот сегмент быстрее всех прочих приблизится к докризисным показателям по условиям сделок. Не исключено, что это подстегнет и развитие авторынка в целом. Автопарк в России довольно старый и изношенный, так что потенциал у автолизинга большой, с оптимизмом говорят участники рынка.