В Сибири намерены создать рынок инноваций

22 февраля 2010, 00:00
  Сибирь

Решение о создании инфраструктуры внедрения инновационных проектов в серийное производство принято в Омске Координационным советом по промышленной и научно-технической политике межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). По сути речь идет о формировании рынка инноваций, на котором, как предполагается, спрос создают компании и государство, а предложение в виде наукоемкого продукта — научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, инновационные бизнес-группы и, собственно, промышленные предприятия.  Представителей сторон, а также финансовых институтов предлагается объединить в некий холдинг. Компании нуждаются в высокотехнологичном оборудовании, предприятия — в загрузке мощностей, современные финансовые инструменты обеспечат коммерциализацию перспективных проектов.

Ожидается, что инновационная инфраструктура станет своеобразным генератором дальнейшего развития межрегиональной программы «Сибирское машиностроение», решение о запуске которой было принято в июне 2007-го. Два года ушло на формирование тематических подпрограмм, ориентированных на импортозамещение и техперевооружение базовых отраслей российской экономики (АПК, ТЭК, транспорт, медицина, точное приборостроение и нанотехнологии). Все кластеры закреплены за регионами СФО. По ряду направлений есть конкретные экономические результаты. В частности, по подпрограмме «СибМаш-ТЭК» (координатором и исполнителем определена Омская область) удалось набрать портфель подрядных контрактов на 6 млрд рублей.

Основной проблемой в тяжелом машиностроении остается снижение платежеспособного спроса, который формировался за счет лизинга и факторинга: за год рост лизинговых ставок достиг 40%, что делает заемные ресурсы недоступными. Крупные производители отмечают возврат заказчиками крупногабаритной техники из-за невозможности оплаты. Нивелировать ситуацию позволит, например, возмещение части лизинговых затрат, субсидирование заемщиков для снижения стоимости кредитных ресурсов, а также расходов железнодорожных перевозок.

По идее предпринятая инициатива создания инновационной инфраструктуры направлена на то, чтобы сократить путь к заказчику. Однако и в новом, инновационном формате сибирскому машиностроению придется преодолевать импортозависимость отечественных компаний, тем более что действующую систему корпоративных тендеров на поставку оборудования никто не отменял. «Чтобы программа не осталась на бумаге, нужно переходить к практическим действиям, перенести наработанный организационный опыт в плоскость интересов конкретных предприятий-поставщиков и компаний-заказчиков. Главное условие, которое определит выбор заказчика, — это качество предлагаемой продукции, ориентированной на существующий спрос», — считает Леонид Полежаев, губернатор Омской области. Очевидно, чтобы программа не рассыпалась на точечное лоббирование отдельных проектов, важна заинтересованность всех сторон.