Не время для бонусов

Спад ощутим сегодня практически во всех отраслях машиностроения. Вместе с тем на общем депрессивном фоне в 2009 году по сравнению с 2008 годом ракетно-космическая отрасль продемонстрировала рост

Во все времена — успешные, неуспешные, при любой общественной экономической формации многие руководители рассуждают о дефиците финансовых ресурсов, старении основных фондов. Я считаю, что в любых условиях, в любые эпохи развития есть возможность удержать предприятие на плаву, обеспечить коллектив работой, социальными программами.

К сожалению, беда многих российских предприятий — их несоразмерность выполняемым задачам. Громоздкие коллективы, емкие основные фонды, большие площади в кризис становятся для них дополнительным бременем. В том числе налоговым. Другая проблема — в слабой ориентированности на конъюнктуру рынков. Многие предприятия формируют заказы под коллективы, а не выстраивают коллективы под заказы. Поэтому складывается ситуация, когда заказов меньше, чем нужно. Необходимо отслеживать структурный состав предприятия. Трудно понять логику менеджмента, когда при малом заказе в штате много директоров, разных управленцев, менеджеров, которые, имея солидную зарплату, увы, не работают на выход предприятия из кризиса. Зачастую из любой ситуации руководители предприятий пытаются извлечь различные бонусы. Но сейчас не время бонусов, пышных презентаций и прочих излишеств. Надо уменьшать собственные расходы.

В современной экономической истории немало примеров, когда основные направления деятельности финансировались не в достаточном объеме. Часть в период кризиса были закрыты, люди оказались на улице. Тем не менее ряд предприятий, в том числе и наше, приняли решение о диверсификации производства, расширении номенклатурного ряда за счет выпуска новой продукции, не космической тематики. Это позволило сохранить технологии, коллектив и предприятие. И сегодня, с учетом наметившегося в последние годы подъема в ракетно-космической отрасли, мы вновь увеличиваем долю космической составляющей в производстве, у нас уже есть опора.

По сравнению с 2008 годом объем работ на нашем предприятии увеличился примерно на 70%. Этому способствовали два фактора. Во-первых, мы занимаемся «длинными» проектами. Поэтому задел был сформирован в предшествующие, более успешные для машиностроения годы — когда ускоренно финансировались заказы на изготовление спутников. Второй фактор роста — агрессивная политика на рынке новых спутников, которая в свою очередь также базируется на решениях Роскосмоса предыдущих лет. Таким образом, за счет средств государства мы смогли разработать и поставить на российский и международный рынки принципиально новые продукты — спутники среднего и тяжелого классов, которые не выпускают в России, и в мире число их невелико. С выходом на рынок новых аппаратов нам удалось заключить международные контракты на такие спутники, как Telkom-3 для Индонезии, и несколько российских контрактов на изготовление космических аппаратов для ОАО «Газпром космические системы», Министерства связи и массовых коммуникаций.

Я считаю, что России удалось сохранить лидирующее положение на мировом рынке космических услуг, в частности по пусковым услугам. А также ведущее место в пилотируемой космонавтике. Прошлый год подтвердил это активным пополнением орбитальных спутниковых группировок различного назначения.

Если проанализировать, что произошло в экономике, и в частности в машиностроительной отрасли, то для 2009 года, который общепринято называть кризисным, характерен существенный спад производства. В области машиностроения — в первую очередь. В частности, в автопроме. По всем основным позициям спад производства в стране отмечается примерно наполовину. Так отреагировал рынок и, как следствие, индустрия. Спад ощутим практически во всех сегментах машиностроения. Сработала цепная реакция: стали выпускать меньше продукции, меньше потреблять сырья, это сказалось на деятельности добывающих, транспортных и перерабатывающих предприятий.

На мой взгляд, 2010 год будет годом переменной стабильности. Стабильности — потому что в среднем объем производства в машиностроении сохранится на уровне 2009 года. Переменной — потому что в начале и в конце года тенденции могут отличаться. Разные предприятия по-разному реагируют на ситуацию, когда нащупано некое дно и от него надо отталкиваться. Дальнейшее развитие нашего предприятия мы связываем в первую очередь с долгосрочными программами: федеральной космической программой, федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система», гособоронзаказом, а также с коммерческими заказами и гражданскими проектами.

Для эффективного решения проблем сегодня необходим комплекс мер. Мы опираемся на стратегию развития предприятия, которая включает как долгосрочные программы, пополнение портфеля заказов для поддержания непрерывного производства (для этого ведем активный поиск новых рынков сбыта и новых направлений деятельности), так и обновление станочного и иного парка оборудования, кадровую составляющую (большое внимание уделяем привлечению молодых сотрудников и обеспечению социального пакета). Кроме того, в отличие от предыдущих кризисов, на этот раз поддержку оказало и государство. Созданные антикризисные комиссии помогли предприятиям (в первую очередь стратегическим и оборонным) объединить усилия для выхода из кризиса. Также принимались меры по ограничению роста банковских процентов по кредитам и ряд других.