Время собирать камни

Кризис очистил рынок факторинга от слабых игроков. Уцелевшие готовятся к активному его переделу. В 2010 году объем рынка должен увеличиться минимум на четверть

Финансовый кризис больно ударил по рынку факторинга. Бурный рост предыдущих четырех лет в 2008 году заметно замедлился, а по итогам 2009 года рынок «просел» на 40%, до 360 млрд рублей (данные агентства «Эксперт РА»); с него ушли несколько крупных и средних игроков, в том числе один из прежних лидеров — ФК «Еврокоммерц», в июле 2008 года занимавшая 22,3% рынка. (Без учета данных ФК «Еврокоммерц» в показателях 2008 года прошлогоднее падение рынка составило почти 30%).

Основными факторами, повлиявшими на сокращение рынка факторинга в 2009 году, стали, с одной стороны, сокращение предложения, вызванное ужесточением требований факторов к клиентам и дебиторам, а также удорожанием и прямым дефицитом денежных ресурсов в первой половине 2009 года, что обусловило поднятие факторинговых ставок. С другой стороны, резкое сжатие спроса, в том числе потенциального. «Снижение покупательной способности населения, увеличение оборачиваемости товаров и услуг, переход многих контрагентов на предоплату — все эти изменения, произошедшие на потребительском рынке, не могли не повлиять на рынок факторинга, — говорит Денис Голубев, заместитель управляющего филиалом ОАО «ТрансКредитБанк» в Новосибирске.

В итоге большинство крупнейших игроков в 2009 году значительно (от 14% до 83%) потеряли в объемах портфелей. Кроме того, отмечают аналитики Ассоциации факторинговых компаний (АФК), кризис привел к беспрецедентной концентрации рынка. По их оценке, 78,6% всего оборота в 2009 году было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, при этом доля Сибирского федерального округа составила лишь 3%.

Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается не так мрачно. Еще в начале 2009 года многие участники рынка факторинга ожидали, что кризис очистит рынок от слабых и чересчур увлекающихся рисками игроков. Похоже, именно это и произошло. На смену ушедшим ФК «Еврокоммерц», МФК «ТРАСТ», КБ «СИСТЕМА» и другим пришли новые игроки с очень серьезным потенциалом. Например, ВТБ, выкупивший операционные активы МФК «ТРАСТ», по объему уступленных денежных требований в 2009 году занял 11-е место в ренкинге «Эксперта РА», а Альфа-Банк по этому же показателю ворвался в пятерку лидеров по итогам 2009 года.

К тому же уже в четвертом квартале 2009 года АФК зафиксировала в своем исследовании увеличение темпов роста совокупного факторингового портфеля (16% за квартал), числа привлеченных клиентов (+35%) и дебиторов (+35%).

«Спрос на услуги факторинга есть и продолжает расти, — отмечает Марина Каплий, начальник отдела факторинга Новосибирского филиала ОАО «Пром-связьбанк». — Сегодня факторинг уже не является экзотическим продуктом. Напротив, для определенной категории предприятий это наиболее удобный и единственно возможный вид финансирования, поскольку не требует залогового обеспечения и не сопровождается расходами на оценку и страхование предмета залога».

Правда, здесь есть некоторые оговорки. Основные обороты факторинговых операций в 2009 году обеспечивал сектор оптовой торговли. «База потенциальных клиентов в 2009 году сократилась по причине снижения конечного потребительского спроса на продукцию, производимую и реализуемую клиентами факторов», — комментирует Александр Албитов, директор красноярского представительства Национальной факторинговой компании (НФК). Поэтому, по его словам, факторинговые компании основной интерес сосредоточили на довольно узком клиентском сегменте. Не слишком доходном, зато низкорискованном. «Все охотятся за поставщиками товаров народного потребления в адрес федерального сетевого ретейла — именно здесь доминирует предложение», — говорит эксперт.

Все перечисленные тенденции в полной мере действовали на рынке факторинга Сибирского региона. Здесь появились новые игроки, в основном из числа филиалов крупных федеральных банков, изменилась конкурентная среда. Отраслевая структура факторинговых портфелей, судя по опросам участников рынка, тоже соответствует общефедеральному тренду. Точно так же к концу 2009 года начало расти количество сделок — в отдельных сегментах рынка.

«К концу года наметилась стабилизация и уход из отрицательных значений, в основном за счет поддержки государством крупнейших банков, — комментирует Газинур Бурганов, заместитель начальника управления факторинга, начальник отдела верификации и мониторинга Альфа-Банка. — На рынке наметилась тенденция борьбы за наиболее надежных клиентов, при этом пятерка региональных лидеров по итогам года обновилась: Промсвязьбанк, НФК, «Петрокоммерц», «ТрансКредитФакторинг», Альфа-Банк (по объему денежных требований, уступленных факторам в 2009 году)».

Сочетание эффективного маркетинга, продуманного риск-менеджмента и взвешенной ценовой политики многим из них позволило добиться положительных результатов по итогам 2009 года. Так, у Пром-связьбанка за 2009 год объем портфеля факторинга в Новосибирске увеличился вдвое, в том числе за счет новых клиентов. Альфа-Банк за неполные 12 месяцев сумел привлечь к сотрудничеству более двух десятков крупных компаний. Красноярское представительство НФК по итогам 2009 года получило чистую прибыль в размере 75,3 миллиона рублей при обороте в 2,8 миллиарда рублей. Конечно, сопоставлять такие данные трудно, тем более что «зоны ответственности» у сибирских подразделений крупных федеральных игроков не всегда совпадают.

В качестве ключа к эффективному управлению бизнесом на падающем рынке Александр Албитов называет первоочередное внимание к качеству оказываемых услуг, диверсифицированную продуктовую линейку и опору на современные IT-технологии. Марина Каплий напоминает о преимуществах использования широкой филиальной сети для комплексного обслуживания предприятий, входящих в группы компаний. А Газинур Бурганов обращает внимание на необходимость масштабных маркетинговых мероприятий: «Компании знакомы с факторингом, однако рынок настолько разнообразен и по качеству предоставляемых услуг, и по стоимости, что приходится не только проводить переговоры с клиентами, но и организовывать для них продуктовые конференции».

Сегодня, почувствовав оживление на рынке, факторинговые компании и банки готовятся к новому витку конкурентной борьбы. Выверяют стратеги развития, совершенствуют методы оценки дебиторов, активно ищут новых клиентов, расширяют продуктовые линейки.

«В ближайшем будущем мы ожидаем повышенный спрос на инвойс-дискаунтинг — услугу финансирования оборотного капитала, которая не несет в себе добавленной стоимости классического факторинга, за счет чего является более дешевой. Последнее слово — ключевое, поскольку пока большинство бизнесов сосредоточено на сокращении издержек, — комментирует Александр Албитов. — Кроме того, мы видим живой интерес к закупочному факторингу.

В отличие от классического факторинга, это продукт исключительно для покупателя, которому необходимо увеличить срок отсрочки, предоставляемой поставщиками — теми, кто, в свою очередь, нуждается в финансировании. Закупочный факторинг позволяет убить сразу двух зайцев — поставщику получить финансирование от фактора в размере 100 процентов по факту отгрузки товара, а покупателю — необходимый ему коммерческий кредит на нужный срок от поставщика».

По оценкам «Эксперт РА», в 2010 году объем рынка факторинга должен увеличиться на 25–30 процентов, до 450–500 миллиардов рублей. Стать флагманами этого роста все шансы имеют экономически развитые регионы. «В регионе еще могут появиться новые игроки, — оценивает перспективы текущего года Газинур Бурганов. — Хотя существенная доля рынка все же останется за лидерами».