Глобальная навигация

Мировой экономический кризис способен открыть России окно на рынок космических навигационных услуг и привести к усилению конкурентной борьбы за глобальное влияние

В2010 году предполагается завершить формирование штатного состава орбитальной космической группировки российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Однако ее развертывание не гарантирует тотального использования российской навигационной системы, а только создает первичные условия для вхождения России на рынок глобальной навигации. Причем за входной билет еще придется побороться. Прежде всего с американской навигационной системой GPS.

Штатное расписание

В марте ракета-носитель «Протон-М» вывела на околоземную космическую орбиту очередную тройку спутников «ГЛОНАСС-М». К апрелю аппараты «включили» в эксплуатационный режим. Сегодня в штате орбитальной группировки ГЛОНАСС числится 23 спутника. Из них по целевому назначению используется 20. Один спутник — на техобслуживании. Еще два находятся в резерве. На «скамью запасных» отправят еще несколько космических аппаратов. Как пояснил Николай Тестоедов, генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» (ИСС) имени академика М. Ф. Решетнева» (Омск), резерв позволит при выведении отдельных спутников на техобслуживание поддерживать орбитальную группировку в штатном режиме, не уменьшая при этом общего количества работающих аппаратов. Будет сформирован и наземный резерв, чтобы в любой момент, например в случае нештатной ситуации, можно было оперативно пополнить орбитальную группировку.

Штатный же состав группировки ГЛОНАСС предполагает 24 космических аппарата. В этом российская (ГЛОНАСС) и американская (GPS) навигационные системы схожи. Аналогичны они и по своим техническим характеристикам, назначению и логике функционирования. Различие — в орбитальном построении. В российской системе космические аппараты расположены на высоте
19,1 тыс. км в трех орбитальных плоскостях — по 8 спутников в каждой. В американской — в каждой из шести орбитальных плоскостей на высоте около 20 тыс. км находятся по четыре космических аппарата. По словам Николая Тестоедова, ГЛОНАСС обеспечивает лучшее покрытие северных широт, характерных для территории России, а GPS — южных: «Системы не конкурируют, а дополняют друг друга, в конечном счете выигрывает тот потребитель, который пользуется совмещенным приемником ГЛОНАСС/GPS». На данный момент в Сибирском федеральном округе вероятность определения своего местоположения с заданными точностными характеристиками по системе ГЛОНАСС составляет 100% (в целом по России — 99,5%). Для того чтобы определить координаты, необходимо одновременно «видеть» не менее четырех космических аппаратов. Для 100-процентного четырехкратного покрытия территории Российской Федерации достаточно 18-ти.

Несмотря на сопоставимость технических характеристик, ГЛОНАСС пока все-таки уступает GPS в точности. Чтобы повысить «зоркость» российской орбитальной группировки, ОАО «ИСС» разработан спутник нового поколения «Глонасс-К», экспериментальный запуск которого состоится в этом году. Конструктивная особенность «новичка» в том, что он изготавливается на базе негерметичной платформы. За счет этого масса космического аппарата меньше (935 против 1 415 кг), на три года дольше срок активного существования («ГЛОНАСС-М» «живет» семь лет). Технические возможности спутников новой серии расширены за счет обеспечения большего количества навигационных сигналов. Кроме того, установлена дополнительная аппаратура международной системы поиска и спасения терпящих бедствие «Коспас-Сарсат». В дальнейшем «ГЛОНАСС-К» заменят отработавшие свой срок космические аппараты «ГЛОНАСС-М». Как считают в ОАО «ИСС», переход на усовершенствованную модификацию (с учетом проводящейся модернизации наземного комплекса управления) позволит в 2011 году достичь паритета с американской навигационной системой GPS — в точности, сроках активного существования спутников и количестве навигационных сигналов.

В 2010 году состоятся еще два запуска — по три космических аппарата «ГЛОНАСС-М» каждый. Это обеспечит российской навигационной системе так называемую глобальность — покрытие навигационным сигналом всей территории Земли. Стремление максимально закрыть ГЛОНАСС планету понятно и объясняется амбициозностью намерений не только экономического развития государства, но и обеспечения его безопасности. Ведь GPS устроена так, что Пентагон может в любой момент отключить навигационный сигнал, поступающий от спутниковой группировки GPS для пользователей той или иной страны. Такое «выключение» из глобальной сети для государства может обернуться сбоем всех процессов экономики и жизни.

Таким образом, к концу текущего года глобальными навигационными системами в мире будут только ГЛОНАСС и GPS. Однако получить «глобальный» статус не означает быть равным. Это означает лишь начало пути — обеспечения доступа к равным возможностям, в частности использования космического ресурса. За место же на навигационном рынке еще придется активно потолкаться локтями.

Конкурентные риски

По некоторым оценкам, сегодня доля России на навигационном рынке составляет около 1%. Развертывание орбитальной группировки ГЛОНАСС создает условия для формирования внутреннего спроса. Однако массовый спрос может закрыть продукция иностранных компаний. «Отдельной потребности со стороны коммерческого рынка именно в ГЛОНАСС-навигаторах пока не наблюдается. Для конечного пользователя такой навигатор интересен возможностью принимать сигналы одновременно двух систем, что позволяет повысить надежность приема. Но при условии конкурентоспособной цены. Учитывая дефицит и высокую стоимость ГЛОНАСС-ком-понентов, о ценовой конкурентоспособности пока говорить рано», — комментирует ситуацию Эдуард Андрианов, заместитель генерального директора
ЗАО «Русские навигационные системы». По мнению Александра Гурко, генерального директора ОАО «Навигационно-информационные системы», время для активного распространения ГЛОНАСС, в том числе и за рубежом, было упущено из-за отсутствия в России конкурентоспособных чипсетов ГЛОНАСС/GPS, на основе которых и должна создаваться линейка навигационного оборудования: «Система GPS коммерциализировалась на пустом рынке. Это было сложно и дорого, так как приходилось формировать спрос и обучать пользователей. Но чем более массовым становился рынок потребления GPS, тем выгоднее было развивать технологии — инвестиции окупались достаточно быстро. Последние восемь лет этот рынок быстро растет, в мире более миллиона компаний работают в сфере спутниковой навигации, картографии. В итоге создано доступное по цене оборудование. Сегодня GPS-чипсеты с малым энергопотреблением встраиваются практически во все виды мобильных (носимых) устройств: телефоны, смартфоны, фотоаппараты».

На российском рынке не более пяти компаний, занимающихся разработкой и производством ГЛОНАСС-чипсетов (КБ НАВИС, Ижевский радиозавод, НИИМА «Прогресс», Российский институт радионавигации и времени (РИРВ НИИ), Spirit Telecom), около 15 изготовителей антенн и приемников. К сдерживающим факторам Эдуард Андрианов относит отсутствие четких стандартов и требований к устройствам, неотработанность нормативной базы, отсутствие правоприменительной практики. В ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» считают: использование навигационных технологий в России тормозят отсутствие отечественной системы подвижной спутниковой связи, нерешенность вопроса организации на территории страны устойчивой и надежной системы передачи информации, необходимой для реализации масштабных проектов внедрения спутниковых навигационных технологий. К дополнительным издержкам относят также незавершенность развертывания космической группировки ГЛОНАСС, высокое энергопотребление отечественных навигационных приемников и высокий износ автотранспорта, на который устанавливается аппаратура.

В условиях несформированности рынка сбыта, наличия сильного конкурента производство чипсетов эксперты считают высокорискованным бизнесом. По мнению Александра Гурко, зачастую бренд ГЛОНАСС используется для продвижения продуктов на регулируемый рынок или пиара: «Бизнес заинтересован в развитии и продаже навигационных продуктов с большой добавочной стоимостью (услуги, навигационная информация, абонентские устройства, интегрированные системы, картография). А большинство указанных продуктов может развиваться и на основе GPS. Так что реальной коммерциализации ГЛОНАСС пока не происходит». Переломить ситуацию, по мнению эксперта, помогут только масштабные проекты внедрения глобальной навигационной системы и кратное увеличение объемов производства по выпуску отечественных чипсетов.

Такие проекты уже есть, хотя пока их можно буквально перечесть по пальцам. Один из самых заметных стал проект ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ОАО «СИТРОНИКС» внедрения инновационной услуги НИКА, предназначенной для эффективного управления корпоративным автопарком. В своей основе система использует ГЛОНАСС/GPS-навигацию: на транспортное средство устанавливается абонентский терминал ГЛОНАСС-GPS/GSM, который позволяет отслеживать движение автомобиля в реальном времени на территории России. Одной из первых новой навигационной услугой воспользовалась компания «Юнимилк». «В настоящий момент терминалы установлены на половине автомобилей парка компании, но уже сейчас мы смогли снизить наши эксплуатационные издержки с помощью постоянного контроля процесса перевозок. Мы рассчитываем окупить затраты на внедрение системы в течение 10 месяцев», — комментирует Тимур Паршиков, генеральный директор ООО «ЮНИМИЛК Лоджистик».

Пешеходный переход

Чтобы стимулировать развитие внутреннего рынка, федеральное правительство предпринимает ряд мер.

В частности, согласно принятому в 2008 году постановлению Правительства РФ № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» государственный и пассажирский транспорт с 2009 года активно переходит на ГЛОНАСС. По некоторым экспертным оценкам, за шесть лет годовая емкость регулируемого рынка может возрасти в 160 раз — к началу 2016 года количество приемников, изготовленных на основе чипсетов ГЛОНАСС/GPS, может достигнуть 7–8 млн единиц. По предварительным расчетам, выполненным Федеральным агентством по промышленности, объем регулируемого рынка превысит 120 млн долларов в год. Потенциальная емкость этого сегмента оценивается в 700–750 тыс. комплектов.

К таким регулируемым рынкам можно отнести отраслевые структуры — силовые ведомства, службы МЧС, кадастровые службы, муниципалитеты. Так, по данным администрации Алтайского края, к концу текущего года навигационным оборудованием оснастят весь пассажирский транспорт Барнаула, а к 2014-му — всего края. На данный момент оборудованы 700 автобусов. Спутниковая навигация внедряется на транспорте, осуществляющем перевозки пассажиров на междугородних и пригородных маршрутах. Перевозки остаются наиболее перспективным сектором рынка развития навигационных систем. В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года РЖД с 2007-го по 2011 год планирует оснастить навигационной аппаратурой около 2,5 тыс. пассажирских и свыше 17 тыс. грузовых локомотивов. Суммарная потребность компании в устройствах спутниковой навигации и системах на их основе на первом этапе развертывания системы ГЛОНАСС до 2011 года, по предварительным оценкам, может составить 28–29 тыс. единиц.

По расчетам ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», внедрение навигаторов способствует развитию бизнеса перевозок и его легитимизации за счет мультипликативного экономического эффекта. В частности, отмечается повышение качества планирования рейсов и контроля графика перевозок, увеличение оборачиваемости транспорта до 40% (в первый месяц), сокращение холостого пробега (до 20%), снижение расходов на ГСМ (до 40%), обеспечение роста дохода от целевого использования транспортных средств (до пяти раз). При этом срок окупаемости проектов внедрения составляет в среднем 3–6 месяцев. «Транспортные предприятия получают организационное конкурентное преимущество, возможность занимать новые рыночные ниши, бороться за более крупные и выгодные заказы. Отлаженная в работе система улучшает управляемость транспортных предприятий и снижает риски. При этом компания становится открытой для своих заказчиков, прозрачной для финансового и налогового планирования, сохраняет способность мотивировать персонал», — поясняет Александр Денисов, президент Национального агентства промышленного маркетинга, член Совета ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум».

Дальнейшее совершенствование технологии производства, рост количества выпускаемых модулей, увеличение конкуренции постепенно приведут к снижению стоимости приемников ГЛОНАСС/GPS. В технологическом плане эксперты отмечают тенденцию к миниатюризации — уменьшению габаритных размеров и энергопотребления приемников, использованию систем безопасности и слежения (СБиС) с более высокой степенью интеграции. Базовым для рынка ГЛОНАСС может послужить развитие электронного промышленного комплекса, потенциал которого в целом отвечает требованиям запуска необходимой индустрии навигационной продукции. Так, в настоящее время в России создается сеть дизайн-центров, ориентированных на создание СБиС до 0,09 микрона и способных проектировать ГЛОНАСС/GPS-чипы (один из таких действует на базе Омского НИИ приборостроения). По мнению отраслевых экспертов, отечественные заводы способны изготовить до 400 наименований ГЛОНАСС-продукции и не менее 500 тыс. изделий в месяц.

Александр Гурко полагает, что именно мировой экономический кризис дает шанс России сыграть на опережение: «В связи с финансовой нестабильностью развитие NAVSTAR(GPS), GALILEO, BEIDOU замедлилось. Российская навигационная система может наверстать упущенные два–три года и закрепить свои позиции не только в России и странах СНГ, но и на мировом рынке. Но на это есть не более трех–четырех лет, после которых «окно» возможностей для развития может закрыться». Суммарный объем рынка в сфере навигации до 2011 года оценивается A&B Research в 90 млрд долларов, при этом объем производства оборудования с навигационным сервисом прогнозируется до 520 млн штук.

Эксперты сходятся во мнении, в ближайшие два–три года рынок ГЛОНАСС по-прежнему будет ориентирована на регулируемые государством ниши — ведомственный, муниципальный, железнодорожный транспорт. Возможно, именно поэтому Александр Денисов связывает перспективы использования системы ГЛОНАСС как одной из опорных технологий интеллектуальных транспортных систем в первую очередь с реализацией государственной политики и региональных решений. Очевидно, что в массовом сегменте ГЛОНАСС/GPS-навигаторы (включая мировые рынки) стоит ожидать не раньше 2011–2012 годов.