Осень непросчитанных продаж

Сроки стагнации аграрного машиностроения напрямую зависят от уровня его конкурентности на рынке. Осенний всплеск цен на зерно, если таковой произойдет, ситуацию не спасет

В 2009 году впервые за последние 10 лет отрасль «упала» так сильно — объем производства сельскохозяйственной техники в России в сравнении с 2008 годом сократился на 37%, или на 28 млрд рублей. Поставки на внутренний рынок уменьшились почти наполовину (45%), закупки отечественных машин — в 1,8 раза. По данным ассоциации «Росагромаш», рынок новой сельхозтехники в России сузился еще больше — в 3,7 раза, с 5,5 млрд долларов до 1,5 миллиарда. Загрузка мощностей заводов уменьшилась вдвое. В целом по отрасли под сокращение подпали 18 тыс. человек. Сибирские участники рынка сельскохозяйственной техники (в регионе работает порядка 20 заводов) тоже попали в обойму кризиса: урезали штаты, рабочую неделю, ряд производств были приостановлены. В среднем продажи предприятий СФО в данном сегменте уменьшились в 2,5 раза. Но на многих предприятиях рассчитывают уже в течение нынешнего года выйти на докризисные позиции. Такой оптимизм вряд ли можно считать оправданным.

Пустой рынок

Спусковым крючком для ухудшения ситуации в аграрном машиностроении, как и в большинстве отраслей, стал мировой финансовый кризис. Последние же деньги с рынка сельхозтехники увел кризис перепроизводства зерна.

Падение спроса на сельхозтехнику отмечают во всех регионах СФО. Хозяйства Алтайского края в 2008 году приобрели техники на 6 млрд рублей, в 2009-м — на 4,5 миллиарда. В Омской области в 2008 году на приобретение техники потрачено 2,9 млрд рублей, в 2009-м — 1 млрд рублей. По словам Владимира Коваленко, начальника управления земледелия и инженерно-технического обеспечения министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, сейчас аграрии не расположены инвестировать в обновление технического парка: «С начала года многие хозяйства стремятся в первую очередь пополнить оборотные средства. Если и берут кредиты, то только на ГСМ, семена, запчасти — чтобы обеспечить текущую деятельность».

По мнению Валерия Лося, руководителя межрегионального координационного центра Союза машиностроителей России в СФО, завершение рецессии в основных отраслях машиностроения и оздоровление финансовой системы, возможно, приведут к незначительному улучшению ситуации на рынке продаж сельхозтехники в 2010 году. Но при этом негативно скажутся высокие ставки кредитов и вероятное увеличение импорта. «Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном создает равные возможности для развития рынков, в том числе сельхозтехники. Мы получаем право продавать свою технику за рубежом, но при этом есть опасность увеличения доли импорта из бывших союзных республик», — считает Валерий Лось. Выдержит ли отечественный агропром конкуренцию — вопрос. Ведь даже при прежних условиях иностранные производители сельхозтехники держали львиную долю российского рынка.

Испытание импортом

Импортеры сильны в сегментах колесных тракторов среднего и малого классов (доля импорта — 91%), комбайнов (50%), навесного  оборудования (85%). В Сибири картина по регионам различна. Но в целом, если в парке колесных тракторов преобладает МТЗ, то по комбайнам и остальным видам техники суммарная доля импорта ниже средней по  России и составляет  15–25%. Свою роль сыграла непосредственная близость заводов — тех же ПО «Красноярский завод комбайнов» (КЗК), ООО «Сибзавод» (Омск), ПО «Сибсельмаш» (Новосибирск), ООО «АГРО» (Кемерово) — к рынку сбыта.  Другим стимулом для покупки именно отечественных марок стала отмена в 2009 году субсидий на приобретение импортной техники.

Есть и еще ряд преимуществ. «Машины отечественного производства уступают по техническим параметрам, но зато выгоднее в цене. Тракторы и комбайны в два раза дешевле импортных, и их проще отремонтировать», — поясняет Виктор Буц, директор ЗАО «Богодуховское» (Омская область). Максим Чекусов, директор ФГУП «Омский экспериментальный завод» Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСН), в число основных достоинств включает соответствие всем агротехническим требованиям и способность соблюдать необходимые технологические процессы. К слабым сторонам эксперт, кроме качества, относит надежность. По мнению Владимира Коваленко, надежность отечественной техники можно обеспечить за счет гарантированного обслуживания, сервис импортной же порой влетает в копеечку: «Сервисные центры зарубежной техники, если и есть, то выполняют мелкий ремонт. В посевную или уборочную машина останавливается, и мы летаем на самолете, чтобы привезти запчасти».

Андрей Вольф, исполнительный директор ООО «Агромашхолдинг» (в интегрированную структуру входит КЗК) списывает популярность импортной техники на моду. Главное же, что, по его мнению, выгодно отличает российские машины от западных, — не только цена, но и ориентированность на специфику климатических зон нашей страны. Акклиматизация зарубежной техники стоит времени и денег. Однако стоит ли рассчитывать, что нынешние преимущества отечественной техники помогут и в дальнейшем конкурировать на рынке? Все это для зарубежных производителей решаемые проблемы.

Технологический клин

По мнению разработчиков и изготовителей аграрной техники, машина нового поколения российского производства выйдет на поля не раньше, чем через 5–7 лет. Из-за затянувшейся стагнации отрасли отечественная передовая мысль застопорила на четвертом технологическом укладе, тогда как зарубежные производители давно перешли на шестой. Земледелие Сибири, по мнению ученых, находится на этапе смены поколений  — энергосберегающие высокопроизводительные машины вытесняют высокозатратные. Импортеры делают ставку на многофунциональность, ресурсосбережение — например, сокращение удельного расхода топлива. Комбинированные комплексы за один проход по пашне выполняют 4–5 технологических операций. Колесный трактор-универсал мощностью более 360 л. с., используемый круглый год на всех видах работ, вытеснил гусеничный с его высокими эксплуатационными и ремонтными расходами. По мнению Андрея Вольфа, в Сибири важно учитывать существенные издержки и постоянно снижать капитальные затраты, оптимизировать технологическую цепочку, обновлять производственные фонды. Как считает Валерий Лось, пора уходить от двойных стандартов: «Сегодня сохраняется практика советского периода, когда один технический регламент  — для продукции на экспорт, другой, похуже — для внутреннего потребления».

В последние два года количество выставленных на испытательный стенд Сибирской машинно-испытательной станции образцов новой техники сократилось вдвое. В 2009 году таковых было 57. Около 90% участников — предприятия СФО. Чаще всего это «переделки» — усовершенствованные отдельные узлы. Но есть и инновационные идеи, уже в металле. Например, Омский экспериментальный завод РАСН обкатал и выпустил на поля первые шесть посевных комплексов нового поколения МПК-12, сеялку СС-11, предназначенную для механизации селекционных и семеноводческих процессов. Сибзавод весной вывел на тест-драйв новинку — опытный образец пневматического посевного комплекса «Иртыш-10», который, как заверяют разработчики, не уступает импортным аналогам. Новые разработки с электронными системами управления представил Красноярский завод комбайнов. Правда, погоня за модными наворотами не всегда удачна. «Предприятия копируют импортные системы, напичкивают технику электроникой. Но при этом не учитывают, что отечественная электроника в этом сегменте существенно уступает зарубежной. Машины в итоге дают сбой», — рассказывает Леонид Колодин.

В сибирском центре Союза машиностроителей России предлагают не изобретать велосипед, а объединить сохранившиеся крупицы научных институтов между собой и с носителями передовых в этой области наработок, разместить интегрированные производства на перепрофилированных мощностях ОПК. Примеры есть. ОАО «КБ транспортного машиностроения» (КБТМ, Омск) в качестве конверсионной продукции выпускает линейку универсального колесного трактора ЗТМ-60. Для усовершенствования и повышения конкурентоспособности машин рассматривается трансферт технологий с ООО «Уралтрак», имеющего опыт совместной работы с зарубежными производителями. После вхождения КБТМ в холдинг «Уралвагонзавод» на предприятии разрабатывается программа выпуска пропашных колесных тракторов нового поколения. Идея заслуживает внимания, если учесть, что в ближайшее время из сводного реестра ОПК будет выведено не менее 10% предприятий из-за бесперспективности выпускаемой на них продукции для гособоронзаказа и общего политического курса на демилитаризацию. В Сибири будет порядка 15 таких предприятий.

Традиционные импортеры тоже не стоят не месте — уже используют мощности местных предприятий для активной экспансии в регион.  ОАО «Лидагропроммаш» (Республика Беларусь) зашло в Сибирь через СП, созданное в 2008 году на ОАО «Механический завод «Калачинский»  (МЗК, Омская область). МЗК, традиционная специализация которого — производство жаток ЖВП «Марья» и кормораздатчиков КТП «Иван», передано право сборки комбайнов «Лида-1300», изготовления ряда комплектующих. Читинский «Машзавод» собирает комбайны совместно с белорусским заводом «Гомельсельмаш». В апреле в администрации Алтайского края состоялись переговоры о возможности организации производства зерноуборочных комбайнов и других сельскохозяйственных орудий совместно с фирмами «Сампо Розенлев» (Финляндия) и «Сэлфорд» (Канада). Правда, совместный бизнес чаще всего ориентирован на продвижение зарубежных марок, в обход таможенных барьеров. «За 10 лет ни одного серьезного совместного проекта на территории России не запущено. Появление их означало бы, что у нас теперь выгодно не только создавать сборочные производства, но и изготавливать сельхозтехнику, формируя здесь половину себестоимости продукции», — комментирует ситуацию Константин Бабкин, председатель совета директоров ГК «Новое Содружество» (в холдинг входит «Ростсельмаш», Ростов-на-Дону).

Выгодный утиль

Российский рынок сельхозтехники считается одним из самых перспективных в мире. Износ машин в российском АПК достигает 80%. Только в 2009 году, по данным ООО «Агромашхолдинг», в утиль списали 16 тыс. тракторов. При этом коэффициент обновления не превышает 1% в год, по некоторым регионам темпы чуть выше — 2%. Силами отечественного агропрома закрывается не более 35% потребности. В экономический кризис (2009 год) объемы производства сократились еще на порядок: тракторов — на 54%, сеялок — на 60,6%, культиваторов — на 52,3%, комбайнов — на 17,3%. В СФО спад производства сельхозтехники в 2008–2009 годы составлял порядка 50%. По расчетам авторов программы «Сиб-АгроМаш» (в составе межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение»), за 2009–2012 годы неудовлетворенный спрос составит 11 617 тракторов, 5 086 зерноуборочных комбайнов, 1 249 кормоуборочных комбайнов. Емкость платежеспособного рынка оценивается в 48,3 млрд рублей. Не закрытая им потребность (свободная ниша) — 41,7 млрд рублей. Суммарная емкость потенциального рынка превышает 90 млрд рублей. При этом финансирование закупок (платежеспособный спрос) закроет две трети рынка — 71,9 млрд рублей. Однако с учетом глубины падения объем денежной массы на рынке может уменьшиться еще на треть.

Преодолеть тренд падения заводы надеются за счет осенних продаж. Но ситуация не ясна до конца. «Из-за незнания закупочных цен на зерно хозяйства не могут спланировать свои расходы, а мы просчитать рынок — точное количество техники, которая будет востребована», — комментирует Леонид Кузик, директор департамента продаж ООО «Сибзавод». При этом бизнес не работает на склад, опасаясь загнать в тупик оборотные средства.

Кто считает риски, кто — деньги

Но и государству невыгодно вкладывать (опуская все звенья товарной цепи) в старые сеялки и комбайны. Применение дедовских технологий приводит к удорожанию себестоимости аграрного производства и к его неконкурентоспособности — как в качестве, так и в цене. По большому счету промышленники оказались заложниками не столько кризиса перепроизводства зерна, сколько собственного нежелания инвестировать в новые производства: ведь и старое покупают. Меры, направленные на  закрытие и субсидирование закупок отечественной техники, лишь отчасти можно считать защитными. Сейчас многие крупные производители объявили о компенсации затрат на приобретение выпускаемой ими техники. К таким можно отнести и программу утилизации старых тракторов и комбайнов, запущенных концерном «Агромашхолдинг» совместно с нижегородской администрацией. На уровне регионов пытаются компенсировать часть затрат при покупке отечественной техники. Да, это выход. Но такие меры носят скорее заградительный характер, закрывая российский рынок от передовых технологий, в добровольно-принудительном порядке вынуждая аграриев покупать отечественные марки. Технологическую отсталость признают и сами изготовители техники. Приемлемыми для расширения бизнеса на большинстве предприятий называют рынки стран СНГ и третьих стран. Прогрессивный бизнес, несмотря на все препоны, проникает на российский рынок, потому что пользуется здесь спросом. Неплатежеспособность покупателя закрыла рынок для всех. В 2009 году импортные поставки тоже существенно снизились — в шесть раз. Но аграрный сектор по-прежнему остается одной из основных составляющих экономики России и, в частности, Сибири.

Портфель инструментов для реконструкции отрасли нужен. Но это должны быть современные меры, которые стимулировали бы развитие как АПК, так и агропрома. Федеральная программа технического перевооружения АПК, спланированная на 2008–2012 годы, не работает — не подкреплена финансовыми ресурсами. «Федерацией субсидируется только процентная ставка по кредитам. Но эти деньги возвращаются в банк, рыночных отношений здесь нет», — считает Владимир Коваленко. По мнению Леонида Кузика, важно обеспечить доступность стимулирующих ресурсов для мелких хозяйств (до 500 га), которые в условиях падения рынка и пострадают больше всего. Эффективными могут стать инвестиции государства в инновационные проекты, ускорение внедрения их в производство и вывод на поля. На федеральном уровне принято решение о вложениях в инновационное развитие секторов экономики через промышленные предприятия. По мнению Максима Чекусова, государственная политика должна быть направлена на стимулирование спроса и формирование заказа предприятиями АПК на стартовом этапе производства: «Нужны «длинные» кредиты (до 10–15 лет) на модернизацию производства, компенсацию затрат на проектирование и изготовление опытных образцов, проведение государственных испытаний».

Сами промышленники перспективным для повышения своего преимущества на рынке считают выпуск дифференцированной линейки техники — по примеру мировых игроков – компаний-фул­лай­не­ров, поставляющих под единой маркой весь перечень необходимой для потребителя техники. Сформировался и новый сегмент рынка — техническое и технологическое обеспечение малых хозяйств. Ведь очевидно, что конкурировать с мировыми трендами можно только с помощью аналогичного высокотехнологичного «оружия».

В Сибири для консолидации ресурсов предприятий, формирования промышленного кластера аграрной тематики создана программа «Сиб-АгроМаш». Пробный вариант проекта в масштабе одного региона запускает Алтайский край. Важно не наступать на те же грабли и не инвестировать в давно отжившие проекты. По расчетам «Сиб-АгроМаша», предприятия СФО способны закрыть 60–80% регионального рынка аграрной техники, но только при условии повышения качества выпускаемой продукции. По прогнозам, к 2012 году ожидался двукратный рост платежеспособного спроса. Но поскольку «упали» глубже, чем ожидали, то и заметное оживление продаж эксперты сдвигают на несколько лет — не раньше 2013  года.