Сложнее конкурс — почетнее победа

Для многих предприятий, традиционно участвующих в межрегиональном конкурсе «Лучшие товары и услуги Сибири – ГЕММА», стало неожиданностью изменение его правил: мероприя-тие приобрело международный статус. Конкурировать теперь приходится и с производителями стран СНГ, а также Китая

Сергей Степанов, председатель оргкомитета конкурса ГЕММА, считает, что время легких наград остается в прошлом, потребитель будет на них обращать все меньше внимания, а те компании, которые надеются всерьез закрепиться на рынке, должны думать о реальном улучшении качества. В том числе участвуя в зарекомендовавших себя конкурсах и сравнивая свою продукцию с той, что предлагают конкуренты.

— Сергей Леонтьевич, в 2009 году ГЕММА вошла в состав Международного евро-азиатского конкурса, какие перемены произошли в критериях оценки качества товаров и услуг?

— В предыдущие годы мы в большей степени ориентировались на условия российского технического регулирования и опирались на наши ГОСТы и ТУ. Иногда переходили рамки установленных регламентов, но лишь для того, чтобы глубже разобраться в качестве заявляемого товара.

Для нас качество — не соответствие ГОСТу, а то, что выше этого стандарта. Перейдя на международный уровень, мы столкнулись с проблемой существования разных условий технического регулирования в странах – участницах этого проекта. В каждой из них существуют свои установленные нормы, где-то делается акцент на объемах и росте товарооборота. В России, особенно если говорить о продуктах питания, требования к качеству гораздо более жесткие. Акцент сделан в первую очередь на безопасности.

Сегодня нам необходимо прийти к единой системе технического регулирования внутри нашего проекта. Мы пытаемся выработать общий подход к определению понятия «качественный товар/услуга». В связи с этим планируем наладить тесное сотрудничество между всеми действующими на территориях государств институтами технического регулирования.

 — Если этого сделать не удастся?

— Надеюсь, что у нас все получится. Продукция и услуги, которые участвуют со стороны России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, особенно КНР, должны сформировать единое поле безопасности, требований к качеству. Только после этого мы можем гарантировать, что все товары-победители могут быть рекомендованы как безопасные и качественные.

Если говорить об определении победителей, то здесь у нас также произошли серьезные изменения. Мы перестали делать ставку на самые крупные предприятия. Нам удалось достаточно убедительно доказать, что далеко не все, кто является лидером по объемам производства, обеспечивают и высокое качество. Причина в том, что такие предприятия больше стремятся к уменьшению своих затрат, сокращают бюджеты на сырье и занимаются внедрением новых технологий, обеспечивающих увеличение сроков годности. Настоящим лидером по качеству может быть небольшое предприятие, для которого оно — главное конкурентное преимущество.

Наша задача — раскрыть потенциал развития таких производителей, помочь им определиться на рынке, грамотно выстроить политику вхождения на новые территории. Второй момент — мы уходим от задачи выявить одного главного лидера отрасли, потому что в рамках международной деятельности должна существовать конкуренция. Мы не делаем ставку на единственного победителя. Стоит задача определить те предприятия, которые перешагнули планку, установленную требованиями нашего конкурса. Это могут быть 2–4 производителя, среди которых потребитель сможет выбрать того, кто готов предложить более выгодные условия сотрудничества.

— На ваш взгляд, оказывает ли влияние на выбор будущего партнера наличие наград, подобных победе в конкурсе ГЕММА?

— Сегодня на потребительском рынке наблюдается пресыщение легкими наградами. Многие предприятия получают медали практически никому не известных конкурсов, выносят их на всеобщее обозрение. Это проблема выставочно-ярмарочной деятельности, в ходе которой отсутствует должный контроль и строгие требования к оценке качества.

На мой взгляд, требуются законодательные решения, чтобы не вводить в заблуждение покупателей. Легкие награды лишают смысла кропотливую и дорогостоящую работу в области качества, которую ведут многие компании.

ГЕММА будет только повышать свои критерии отбора. В целом интерес покупателей к вопросам качества, конечно, растет. Потребители внимательно изучают состав, сравнивают ингредиенты и только после этого принимают решение о покупке. В том числе они обращают внимание на награды.