Рынок клиента

Недостатка в финансовых продуктах для предпринимателей нет. Наиболее надежные и платежеспособные предприятия сегодня могут не только выбирать банк, лизинговую или факторинговую компанию, но и торговаться с ними по условиям

Курс на всемерную поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ), объявленный российским правительством, был с энтузиазмом подхвачен участниками финансового рынка. В кризис и банкиры и лизингодатели сполна оценили преимущества работы с малыми и средними клиентами: диверсифицированный по отраслям и срокам портфель вкупе с порядочностью большинства предпринимателей, предпочитающих не ссориться с кредиторами, стал одним из залогов финансовой устойчивости последних. К тому же, по признанию некоторых банкиров, кредитование МСБ имеет более высокую доходность по сравнению с кредитованием корпоративного сектора.

Перспективный сектор

По данным Центробанка, финансирование МСБ стало единственным сегментом кредитного рынка, который демонстрировал рост даже в кризис (+3,7% против -0,6% в корпоративном сегменте и -11% в розничном кредитовании). Большинство банкиров считают это направление приоритетным и в 2010 году.

«Размер кредитного портфеля сектора в нашем банке сохранен на докризисном уровне, — отмечает Артем Рохлин, начальник управления малого и среднего бизнеса филиала «Новосибирский» Альфа-Банка. — На сегодня наблюдается тенденция к росту объемов кредитования. Это связано в первую очередь с улучшением условий кредитования, с наличием потребности у клиентов в дополнительных кредитных ресурсах. Средняя сумма кредита составляет 10–15 миллионов рублей, средний срок заимствования — 24 месяца. В 2010 году прирост ссудного портфеля по малому и среднему бизнесу запланирован в объеме 150 процентов к уровню 2009 года».

Кредитный портфель Сибирского банка Сбербанка России в сегменте МСБ к настоящему моменту превышает 24 млрд рублей. Банк открыл 47 специализированных точек обслуживания субъектов малого предпринимательства, и по словам Татьяны Черниковой, заместителя председателя правления Сибирского банка Сбербанка России, уже в ближайшее время при рассмотрении кредитных заявок от субъектов МСБ начнет принимать к рассмотрению первичную документацию и управленческую отчетность.

С фондами поможет государство

Подогревают активность на рынке кредитования МСБ и государственные программы поддержки предпринимательства, реализуемые, в частности, через Российский банк развития (РосБР). В июне этого года общий объем региональных лимитов кредитования в РосБР был увеличен до 55 млрд рублей (против 31,9 млрд в 2009 году). «Это целевой ориентир, а не непосредственно выделенные средства, — уточняет Олеся Теплоухова, директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «РосБР». — Увеличение региональных лимитов производится на регулярной основе по мере поступления заявок от банков и перехода региона в группу территорий с повышенным спросом».

Всего в программе РосБР участвуют около 140 банков-партнеров в 79 субъектах Федерации. Причем получение этих средств банками напрямую зависит от их собственных усилий, направленных на развитие кредитования МСБ. «Мы выделяем не более того объема, который банк направлял на кредитование малого бизнеса до того, как заключил с нами соглашение, — поясняет Олеся Теплоухова. — Например, по нашим оценкам, если мы можем взять риск на банк на уровне 2 миллиардов рублей, но он кредитовал малые предприятия на 1 миллиард рублей, то дадим не больше миллиарда».

В марте 2010 года, помимо программы «Рефинансирование» (предоставление трехлетних кредитов банкам-кредиторам МСБ под 9,5% годовых), РосБР запустил еще два кредитных продукта: «Инвестирование» — фондирование кредитов, выданных на цели финансирования капитальных затрат или модернизацию бизнеса под 9% годовых сроком до пяти лет, и «Софинансирование» — когда к полученному от РосБР финансированию банк-партнер обязуется добавить 30% собственных средств и направить всю сумму на поддержку малого бизнеса, средства предоставляются на пять лет под 8,75% годовых. В мае стартовали еще два специальных продукта — «Кредит для инноваций и модернизации», предоставляемый на срок до семи лет с обязательным условием самостоятельного финансирования не менее 15%, и «Капитал для развития инноваций и модернизации», подразумевающий вхождение в капитал компании через выкуп ее акций сроком на семь лет.

Помимо банков, РосБР напрямую работает с 60 организациями инфраструктуры — лизинговыми и факторинговыми компаниями. В частности, продукт «Лизинг» — это средства на пять лет по ставке в 10% годовых, продукт «Региональный Фонд», направленный на развитие микрокредитования, предоставляет средства на срок до трех лет по ставке в 9,5%.

Естественно, РосБР ограничивает партнерские организации в размере маржи, как, впрочем, и другие организации, предоставляющие господдержку. Но несмотря на то что на рынке можно найти финансирование даже под 6–7% годовых, банкам все равно интересно участие в таких программах, потому что это позволяет расширить круг потенциальных клиентов. А зарабатывать можно не только на кредитовании, но и на других услугах для МСБ.

Конкуренция обострилась

В итоге сегодня и небольшие региональные банки, и крупные сетевые игроки наперебой предлагают предпринимателям все новые кредитные продукты, участвуют в разнообразных программах господдержки на федеральном и местном уровнях, активно продвигают в сектор не только традиционные банковские услуги, но и лизинговые и факторинговые программы, и нередко реализуют проактивные методы продаж, мониторя рынок в поисках перспективных заемщиков.

Так, банк «Левобережный» (Новосибирск) в конце мая запустил новый продукт «Партнерский» для предприятий МСБ, который позволяет перекредитовывать существующие кредиты в других банках со сниженной на два пункта процентной ставкой (но не ниже 15%) без дополнительного обеспечения, в виде разового кредита или кредитной линии. «Мы считаем, что этот продукт даст возможность многим клиентам пересмотреть действующие условия и принять стратегически верные для себя решения в пользу новых современных программ, которые предлагаются на рынке», — говорит Елена Закурдаева, руководитель отдела кредитования малого бизнеса банка «Левобережный».

«Конкуренция на рынке кредитования МСБ жесткая, — комментирует Артем Рохлин. — И выигрывает в ней тот банк, который предлагает наиболее выгодные условия в комплексе». При этом он признается, что основную часть клиентов МСБ банк ищет самостоятельно, поэтому в нем минимален процент отказов по кредитным заявкам. «Обращаясь к клиенту с предложениями, мы уже знаем, с кем будем работать: у нас есть данные по его выручке, объему бизнеса, рынку», — поясняет банкир. По его словам, в этих условиях отказы чаще всего происходят «по линии службы безопасности», если появляется информация о фактах нарушения потенциальными заемщиками условий кредитования в других банках.

Альтернативные виды финансирования

Немного сложнее обстоит дело на рынке лизинга и факторинга. Но и тут дело не столько в недостатке предложения, хотя лизинговым и факторинговым компаниям, большинство из которых работают на заемных средствах, сложно конкурировать с банками в привлечении клиентов из числа МСБ, сколько в отсутствии спроса. Объективно для многих субъектов МСБ актуальность лизинга или факторинга в кризис снизилась. Торговые компании в большинстве своем отказались от практики отсрочки платежа. Производственные и транспортные — на время заморозили инвестпроекты по модернизации.

«Говорить о восстановлении спроса со стороны МСБ по сравнению с докризисными показателями, на наш взгляд, еще рано, но несомненно, с начала 2010 года мы можем отметить стабильный рост спроса, — считает Ольга Семенчукова, старший экономист ООО «Лизинговая компания «Дельта». — Несмотря на то что для компаний, находящихся на вмененной и упрощенной системах налогообложения (субъекты МСБ чаще всего используют эти системы), налоговые преимущества лизинга недоступны, нельзя сказать, что лизинг для них непривлекателен, так как лизинговые компании стараются предоставить льготные условия либо дополнительный пакет услуг. К примеру, наша компания оказывает помощь субъектам МСБ в получении субсидирования».

«База потенциальных клиентов в 2009 году значительно сузилась по причине снижения конечного потребительского спроса на продукцию, производимую и реализуемую клиентами факторов, — комментирует Александр Албитов, директор Красноярского представительства Национальной факторинговой компании. — Сегодня конкуренция усилилась, но в узком клиентском сегменте: все охотятся за поставщиками товаров народного потребления в адрес федерального сетевого ретейла — именно здесь доминирует предложение».

«Среди организаций, работающих в рамках договоров факторинга в Пром-связьбанке, более 50 процентов — компании МСБ, — говорит Елена Гончарова, управляющий Новосибирским филиалом ОАО «Промсвязьбанк». — Мешает развитию факторинга в этом сегменте в первую очередь активное использование оптимизационных схем работы. Для банка принципиально важно, чтобы поставщик работал на рынке не один день, существовали долгосрочные отношения с покупателями на основе договоров. А если компания «торговый дом» меняется не один раз за год, то выстроить долгосрочные отношения невозможно. Но рынок диктует свои правила, многие компании пришли к осознанию этого, и именно поэтому сегодня факторинг активно развивается, в том числе и в сегменте МСБ».

Проблема не в деньгах

Основные причины, мешающие предприятиям МСБ активно развиваться на заемные ресурсы, по солидарному мнению опрошенных «Экспертом-Сибирь» банкиров, — низкая прозрачность ведения бизнеса, а также просчеты в планировании будущих поступлений. «Кризис четко показал, кто есть кто, — полагает Вячеслав Чехомов, директор РЦ «Сибирский» банка «Интеза». — И в проблемных отраслях были вполне успешные предприятия малого бизнеса, и в благополучных секторах экономики оказалось немало убыточных компаний. В малом бизнесе очень многое зависит от грамотной политики руководства, умения просчитывать и управлять рисками. Именно в этой сфере кроются основные проблемы предприятий МСБ, а вовсе не в недостатках ресурсов».

Сами предприниматели высокую стоимость заемных ресурсов далеко не всегда ставят на первое место в перечне своих проблем. В конце концов действующий в большинстве регионов механизм компенсации процентных ставок многим из них помогает успешно решить эту проблему. Гораздо больше предпринимателей беспокоят сложности со сбытом своей продукции, в том числе через торговые сети или механизмы госзаказа, где небольшим компаниям трудно конкурировать с крупными игроками, и здесь они ждут действенных мер господдержки. В том же, что касается облегчения непосредственно условий финансирования субъектов МСБ, Павел Сигал, вице-президент общественной организации «ОПОРА РОССИИ», президент Центра микрофинансирования, призывает основное внимание обратить не на стоимость ресурсов, а на сроки предоставления средств и на недопустимо высокие дисконты, по которым оценивается залоговое имущество.

Выступая на Х Всероссийской конференции «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», Павел Сигал резюмировал: «Господдержка в России охватывает не более 1 процента малых и средних компаний. Это значит, что если кредитовать, то только по программам, а не раздавать деньги направо и налево. Но что касается бизнеса, он должен сам быть готовым вложить свои средства: при 10-процентной официальной инфляции кредитовать вас под 3 процента годовых никто не будет. Для таких ставок должна быть выстроена другая экономика — с инфляцией в 0,1 процента, например». Пока же российская экономика такова, какова она есть, прорыва в малом бизнесе не будет.