Поезд ждет

Начало строительства железной дороги Курагино – Кызыл переносится, по предварительным оценкам, на конец этого года. Государственная экспертиза сделала серьезные замечания и потребовала доработки проекта трассы

В этом нет ничего удивительного — железных дорог подобной сложности в нашей стране не строили и не проектировали лет 30–40.  

Железнодорожная линия  Курагино – Кызыл соединит с сетью российских железных дорог территорию Республики Тыва — одного из самых изолированных регионов страны. Это крупнейший в современной России инфраструктурный проект, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. Занимается этим Енисейская Промышленная Компания (ЕПК), входящая в Объединенную Промышленную Корпорацию (ОПК). 

В 2007 году, после одобрения самой идеи строительства Инвестиционной комиссией Правительства России и длительной процедуры межведомственного согласования, премьер-министр Виктор Зубков подписал  паспорт проекта, где четко определялись сроки и источники финансирования. Он должен осуществляется в равных долях за счет средств государства и частного инвестора (то есть ОПК) — по 49,2 млрд рублей. Понять, почему частный бизнес так заинтересовался строительством железнодорожной трассы, не сложно. Только запасы каменного угля в Улуг-Хемском угольном бассейне оцениваются в 20 млрд тонн. Из них коксующиеся угли марок «Ж» и «ГЖ» — в 14,7 млрд тонн, и это самые востребованные марки для производства металлургического кокса. Поэтому, кроме инвестиций в трассу, ОПК планирует вложить 33 млрд рублей в создание Элегестинского угледобывающего комплекса с производственной мощностью до 12 млн тонн и подъездного пути от Кызыла до месторождения длиной в 38 км.  А ведь в республике еще есть промышленные запасы асбеста, цинка, золота, серебра, каменной соли, многочисленных цветных и редких металлов, нефелиновых руд. По сути это нераспечатанная кладовая, забраться в которую сможет прежде всего тот, кто проложит в Тыву железную дорогу.

Осенью 2008 года конкурс на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации железнодорожной трассы до Кызыла выиграл институт «Севзаптранспроект», опередивший «Росжелдорпроект», «Инжтрансстрой» и компанию «Голденберг».  Стоимость контракта на проектирование составила 1,8 млрд рублей, что не представляется изрядной суммой: трасса должна пройти по совершенно безлюдным местам, горам и тайге, пересечь Западный Саян. Профиль железной дороги и условия ее строительства разительно напоминают построенную в начале 1960-х годов «Трассу мужества» Абакан – Тайшет. Как рассказывали ветераны этой, без преувеличения, легендарной стройки, маршрут ее столь сложен, что изыскатели лошадям глаза завязывали — те боялись карабкаться на кручи.

Трассу Абакан – Тайшет длиной 650 км строили 30 тыс. человек в течение пяти лет, с 1959-го по 1964 год. Дорога Кызыл – Курагино будет иметь сопоставимые параметры: длина 460 км, на строительстве должны быть задействованы 18 тыс. рабочих. На линии придется пробивать два длинных тоннеля (900 м и 3,5 км), строить 580 искусственных сооружений, в том числе 18 крупных и 87 средних мостов, а также возводить порядка 30 новых станций. В 2009 году изыскатели определили «точку примыкания» — место на железной дороге Абакан – Тайшет, откуда на юг, за Саяны, пойдет новая железная дорога. Эта точка находится в 2 км севернее поселка Курагино, там уже намечена площадка под строительство крупной узловой станции. Как рассказал Евгений Дмитриев, глава Курагинского района,  развитие железнодорожного узла позволит поселку стать городом — его население должно возрасти с 15 тыс. до 20 тыс. человек. Кроме того, район вполне может дать стройке 1–1,5 тыс. квалифицированных рабочих, поскольку имеет значительную промышленную базу, а расположенные неподалеку рудники по добыче железной руды и золота в Артемовске, Краснокаменске и Чибижеке сейчас практически не работают.  

Иная ситуация к югу от Саян. Сегодня социально-экономическое  положение в Тыве тяжелое, это один из самых бедных регионов России, чей бюджет на 80% состоит из дотаций. Республика пережила полную деиндустриализацию: ее горнодобывающие комбинаты давно не действуют. Еще в конце 80–90-х годов прошлого века Тыву покинули тысячи семей — в основном русскоязычные, квалифицированные работники промышленных предприятий и сферы жизнеобеспечения, бюджетники. Рабочие поселки были разграблены, а инфраструктура республики пришла в упадок. В результате сейчас тем организациям и компаниям, кто строит и восстанавливает, приходится завозить специалистов в Тыву из других регионов. Это обстоятельство весьма затруднит реализацию проекта.   

Но недавно стало известно, что сроки реализации проекта, предполагающие начало рабочего движения по трассе в конце 2013-го – начале 2014 года, нереальны. Намечавшееся на ближайшие недели начало строительства от  «точки примыкания» не состоится — проект требует технической корректировки. Пока, в лучшем случае, предполагается, что будущей зимой начнется доставка необходимых грузов и материалов к местам работ.