Умная политика

Сделать выводы, обозначить ключевые позиции и следовать принятым решениям — далеко не одно и то же. Умная государственная политика способна дать положительные результаты, если основным трендом станет реальная поддержка инновационного сектора, а бизнес будет простимулирован к развитию в заданном направлении

«Мы уже не вернемся назад, к прежнему порядку, к прежним моделям поведения. Для России эта ситуация и вызов и возможность» — предваряя основные пять позиций умной политики, заявил Президент РФ Дмитрий Медведев.

По его мысли, в течение ближайших 10 лет Россия должна стать страной, в которой благополучие и высокое качество жизни граждан будут обеспечиваться не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами, результатами деятельности инновационной экономики. Экспорт новейших технологий, продуктов инновационной деятельности должен стать главным в структуре наших доходов. Для того чтобы это стало именно так, правительство продолжает выстраивать новую систему политических и экономических решений. Часть из них была озвучена на форуме.

Опять пять

Итак, для начала: каков общий фон, на котором принимаются решения. С точки зрения правительства, сейчас в России сложились благоприятные макроэкономические условия  для модернизации. В ситуации глобального кризиса стали отчетливо видны недостатки отечественной сырьевой экономики. Тем не менее Россия обладает очевидными преимуществами, которые можно и нужно использовать для развития. Во втором полугодии 2009 года удалось стабилизировать экономику после тяжелого спада. И уже началось ее постепенное восстановление. Если по итогам второго квартала 2009 года экономический спад составлял практически 11% в целом по России, то по итогам четвертого квартала — около 4%. Этот год мы начали ростом, пока темпы восстановления — 4% за пять месяцев.

«Нужно наращивать усилия, — заметил президент. — Некоторые государства  быстро восстановили экономику, так что есть у кого поучиться. Что касается наших преимуществ, то возросшие сбережения населения поддержали банковский сектор и позволили быстрее стабилизировать ситуацию в экономике. Только депозиты физических лиц возросли за прошлый год более чем на четверть. У нас нет проблем с суверенным долгом, он минимален. Возобновился рост золотовалютных резервов — сейчас это около 460 млрд долларов, что выше, чем аналогичный показатель конца 2008 года. После беспрецедентных по масштабам мер, направленных на поддержку экономики, мы переходим к более взвешенной и осторожной бюджетной политике. Самое главное, что бюджетный дефицит контролируется, а также то, что он находится в разумных пределах: не подавляет задачи развития и с каждым годом будет сокращаться. К 2011 году дефицит федерального бюджета должен, ориентировочно, составить 4%, к 2012-му — около 3%. Конечно, если все будет развиваться в рамках нынешнего прогноза».

Что касается инфляции, то она была одной из самых наших насущных проблем. В 2009 году инфляция существенно затормозилась — до 9%. В текущем ожидается, что она продолжит снижаться и составит около 6% годовых. Если все пойдет так, это будет самый минимальный  показатель в России за последние 20 лет, то есть за весь период развития России в рамках рыночной экономки.

Для того чтобы избежать чрезмерного бюджетного дефицита и долгового кризиса, сегодня многие страны принимают решения о существенном повышении налогов или о сокращении социальных программ и гарантий. «Но мы исходим из того, что наши социальные гарантии безусловны, — заявил Дмитрий Медведев. — Мы должны сделать так, чтобы наши социальные меры не сдерживали прогресса. У нас есть возможности не увеличивать налоговую нагрузку, помимо тех решений, которые уже известны».

В следующем году планируется предоставить дополнительные преференции инновационным компаниям. При благоприятных условиях восстановления глобальной и российской экономики, как было обещано на форуме, правительство вернется к вопросу общего снижения налогов для бизнеса.

Еще один посыл федеральной власти — бюджетная политика государства должна стимулировать структурный сдвиг экономики. Федеральная казна будет переориентирована на реализацию конкретных программ, будет усилен акцент на основные приоритеты развития. Уже принято сложное решение уйти от практики финансирования бюджетных учреждений, не связанного с результатами их работы. Вместо этого деньги пойдут на изменения, улучшения, новые проекты, решение конкретных задач. Например, бюджет оплатит внедрение электронного правительства и расширение широкополосного доступа в Интернет, обеспечит гранты для молодых ученых и перспективных исследований, поддержит рост энергоэффективности экономики и коммунальной сферы.

Что касается инвестиционной активности, президент считает, что России нужен настоящий инвестиционный бум. Соответственно, создание комфортных условий для инвестора является нашей важнейшей задачей, помимо того что недавно были изменены правила работы правоохранительных органов с бизнесом. Теперь уже законом ограничены аресты предпринимателей при расследовании экономических преступлений. С 1 января будущего года упростят порядок и расширят возможности применения нулевой ставки по налогу на прибыль в отношении дивидендов. С 2011 года в России будет полностью отменен налог на прирост капитала при осуществлении долгосрочных прямых  инвестиций. Такие инвестиции необходимы при модернизации национальной экономики.

«Я поручаю проработать правительству идею создания специального инвестиционного фонда, в котором государственные средства будут дополнены частным капиталом, — сказал президент. — На один рубль государственный мы планируем привлечь три рубля частных инвестиций. Фонд будет заниматься привлечением стратегических инвесторов и заниматься софинансированием проектов. Такая идея может быть реализована в течение года».

Угрозы инновациям

Разумеется, инновации и инновационное развитие экономики стояли за каждой сказанной на форуме фразой. Специально к форуму общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» совместно со Сбербанком, РОСНАНО и рядом других компаний подготовила специальное исследование национальных инновационных систем. Пожалуй, самое интересное — возможности и угрозы развитию национальной инновационной системы России. По понятным причинам их стоит изучать более подробно.

Если говорить в первую очередь о возможностях, то в России есть активный спрос на инновации в инфраструктурном и социальном секторах. Второе — потенциальный спрос в секторах обороны, безопасности и космоса. С учетом громадной территории и существующих амбиций стране необходимо иметь сильную и хорошо оснащенную армию, обеспечить безопасность проживания, иметь лидирующие позиции в космических проектах и освоении мирового океана. Третье — большой внутренний потребительский рынок. Он формируется за счет большой численности населения и достаточно высокого уровня душевых доходов, считают исследователи. Четвертое — доступность знаний и технологий: в 1990–2000 годы в стране активно развивался рынок высоких технологий. В частности, стали распространенными сделки по поглощению малых высокотехнологичных компаний, покупке и продаже технологий, появились фирмы, основным видом деятельности которых являются новые технологические разработки. И еще целый ряд возможностей, среди которых решения правительства, рост мобильности исследователей, доступность и возможности для использования и адаптации лучших менеджерских стандартов, увеличение доли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в транснациональных компаниях разных стран.

В числе угроз в первую очередь называется усиление конкуренции между инновационными системами разных стран, причем на этот рынок постоянно приходят все новые игроки, и сохранять позиции все сложнее. Другой, более волнующий момент — у нас единственных инновационная система деградирует. Это показал анализ статистических данных. Тогда как во всех остальных странах, даже наиболее бедных, уровень развития и конкурентоспособности инновационной системы за последние годы возрос, в России он существенно снизился по сравнению с уровнем 1980-х. Причем ситуация не улучшилась даже в условиях экономического роста. Еще одно обстоятельство — замораживание текущей структуры экономики. Большинство доминирующих в настоящее время в российской экономике отраслевых секторов априори имеют низкую инновационную активность: добыча и переработка нефти и газа, сфера услуг, металлургия.

Среди угроз называется и проблема потери базовых технологий. «К сожалению, в случае если в среднесрочной перспективе не будет принято мер, направленных на обновление ключевых инфраструктур на базе современных технологий, то мы реально столкнемся с риском полной потери этих инфраструктур, равно как базовых технологий их эксплуатации и производства оборудования для них», — говорится в исследовании.

Кроме того, в докладе обращают внимание на такие проблемы, как расширение возможностей для иммиграции российских профессионалов и усиление конкуренции за человеческие ресурсы, низкий уровень привлекательности карьеры ученого и инженера, падение цен на нефть и сокращение возможностей для инвестиций в развитие инновационной системы, риски техногенных катастроф и низкий уровень предпринимательской активности населения, в том числе ученых.

Скорее мы думаем о том, что нужно измениться. Направления понятны.