Всех на RAB

Реализация инвестиционных программ на основе RAB-метода позволит энергокомпаниям использовать как собственные, так и привлеченные средства. Но перейти на новый метод расчета тарифов готовы далеко не все

В конце июня в Новосибирске состоялся семинар-совещание «Государственное регулирование электросетевых компаний методом доходности инвестированного капитала (RAB)». Мероприятие было организовано  Федеральной службой по тарифам РФ совместно с правительством Новосибирской области. Его участниками стали представители органов власти Сибирского и Уральского федеральных округов,  руководители региональных регулирующих органов, руководители ОАО «МРСК Холдинг», АО «МРСК Сибири», ОАО «МРСК Урала» и других энергокомпаний.

По оценкам экспертов, модернизация оборудования российского сетевого комплекса потребует порядка 3 трлн рублей и не менее 10–15 лет напряженной работы. RAB-регулирование — один из эффективных долгосрочных инструментов, внедрение которого  позволит сетевым компаниям привлекать  средства в необходимых объемах, развиваться, строить новые мощности, обеспечивая качественными услугами население.

«Износ основного оборудования ОАО «Холдинг МРСК» составляет 69 процентов. Это более чем в два раза  превышает показатели таких развивающихся стран, как Бразилия, Румыния, Аргентина, и более чем в три раза — показатели развитых стран, например США, — отметил Алексей Демидов, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Холдинг МРСК». — Около 60 процентов  оборудования холдинга выработало  свой ресурс, из них 7,4 процента — два срока. Для решения проблемы необходимо привлечь инвестиции в распределительный сетевой комплекс. Исторически сети всегда развивались по остаточному принципу, что  и обусловило их текущее состояние». По его мнению, в сложившихся экономических условиях единственным методом тарифного регулирования, который способен обеспечить приемлемый рост тарифа на передачу электроэнергии при достаточном росте необходимой валовой выручки, является RAB-регулирование.  

Реализация инвестиционных программ на основе RAB-метода позволит  энергокомпаниям  использовать как собственные, так и привлеченные средства. Тариф формируется таким образом, чтобы постепенно, в течение длительного времени, дать возможность возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. Но перейти на новый метод расчета тарифов готовы далеко не все.  

«Энергокомпании должны предпринимать усилия для перехода на долгосрочное регулирование, однако более 80 процентов пока не выполняют распоряжение правительства от 19 января 2010 г. N 30-р», — говорит Елена Помчалова, заместитель руководителя ФСТ России.  В СФО это сделали ОАО  «Горно-Алтайские электрические сети», ОАО «Омскэнерго» и
ОАО «Томскэнерго». Заявления о переходе с 2011 года на регулирование тарифов по методике RAB подали также ОАО «Свердловэнерго» и ОАО «Тюменьэнерго».

Перенос сроков связан с тем, что регионы пока не готовы перейти на предложенную систему тарифообразования, в том числе из-за отсутствия официального долгосрочного прогноза развития России, нерешенности вопроса «последней мили»», а также ряда законодательных ограничений, говорят руководители энергокомпаний. Кроме того, прежде чем переходить на новую методику, необходимо провести большую подготовительную работу, в первую очередь — согласовать с властями региона инвестиционную кампанию, рассчитанную на пять лет.

Потенциальные инвесторы могут негативно оценить перенос сроков перехода на RAB, поскольку это свидетельствует о неготовности компаний выполнять поставленные задачи в оговоренные сроки. Вместе с тем, учитывая  новизну предлагаемой методики расчета, срок, указанный в распоряжении правительства и предписывающий ряду компаний подготовить все необходимое до 01.07.2010, можно назвать излишне оптимистичным. 

Метод RAB-регулирования призван также обеспечить повышение качества и уровня надежности электроснабжения, стать дополнительным инструментом обеспечения политики энергосбережения и энергоэффективности — об этом также говорили участники семинара.  «Реализация программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности российской экономики невозможна без современных систем учета. Затраты на их установку оцениваются в 230 млрд рублей, но в рамках текущих уровней предельных тарифов установка систем учета электрической энергии за счет инвестпрограмм дочерних зависимых обществ (ДЗО) ОАО «Холдинг МРСК» по всем потребителям ДЗО практически не может быть произведена, — сказал Алексей Демидов. — Это приведет к снижению инвестиций в более приоритетные объекты электросетевого хозяйства». Алексей Демидов предлагает делегировать полномочия по установке, модернизации и обслуживанию всех систем учета электрической энергии сетевым организациям с обеспечением финансирования этих мероприятий посредством повышения тарифа на услуги передачи электрической энергии или целевого бюджетного финансирования.

Денис Вершинин, генеральный директор ОАО «Управляющая компания Сибирь-энерго», предложил рассмотреть возможность включения в тарифы по схеме RAB-регулирования затраты на реализацию долгосрочных программ повышения энергоэффективности.  По его оценке, суммарная  величина финансовых затрат на установку приборов учета воды, газа, тепловой и  электрической энергии составляет для Новосибирска около 2 млрд рублей. Вместе с тем законодателями не определен источник финансирования, для того чтобы можно было выполнить требования закона. Не гарантирован механизм возврата инвестиций, не прописана ответственность жильцов и жилищных организаций за невыполнение мероприятий, направленных на энергосбережение.

«Этими вопросами озабочены все энерготранспортные компании России, — уверен  Денис Вершинин. — Они должны решаться системно, в масштабах всей страны. Предлагаем эти затраты включить в тариф либо в виде специальных инвестиционных программ, либо по схеме RAB-регулирования. Этот метод дает инструменты для выстраивания тарифной системы, стимулирующей энергоэффективность как поставщиков, так и потребителей энергетических ресурсов».