Неделикатное вмешательство

Спецвыпуск
Москва, 19.07.2010
«Эксперт Сибирь» №28-29 (276)
Некоторые административные и законодательные новации в сфере малого бизнеса порой противоречат замыслу их авторов с точностью до наоборот

В середине июня 2010 года Президент России Дмитрий Медведев во время рабочей встречи с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной дал указание искать и испробовать новые механизмы поддержки малого бизнеса, «потому что то, что не используется и может принести помощь малому бизнесу, нужно вовлекать в оборот». Мысль благая, тем более что в новейшей истории достаточно примеров, когда благие намерения государства в поддержке предпринимательства оборачивались для бизнеса только лишними проблемами.

Эпизод первый. Почти по Гоголю

В «Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2020–2030 годов» малое предпринимательство рассматривается как один из основных элементов институциональных преобразований экономики. Президентом поставлена задача к 2020 году довести долю занятых в малом и среднем предпринимательстве до 60–70% активного населения страны. Согласно проекту «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанному Минэкономразвития, уже к 2012 году количество малых и средних компаний на тысячу человек должно увеличиться на 15% — до 11,4. Цифра серьезная, достичь ее будет не просто. Хотя… есть методический резерв.

С 2008 года, в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», изменились цензы отнесения к субъектам малого предпринимательства. Появилось новое понятие — «средние предприятия». Законодательно внесенные изменения положительно сказались на показателях. На графике приводятся сравнительные данные доли занятых в малом бизнесе (без учета совместителей) в среднегодовом показателе занятых в экономике федеральных округов. Если в предыдущие семь лет доля работающих на малых предприятиях фактически стагнировала, то в 2009 году по всем округам этот показатель вышел на новый уровень.

Во многом таким впечатляющим ростом сектор обязан новым критериям учета. Если с 1996 года к малым предприятиям относились действующие, вновь созданные и отвечающие установленным критериям, то с 2008-го — «действующие на конец отчетного года юридические лица, включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более двух лет» (из методических пояснений Росстата). Что означает временная приостановка деятельности, в документе не сказано.

Возможно, именно эти методические новации привели к противоречивости информации Росстата и ФНС. По данным ФНС, в первой половине 2009 года замедлился прирост малых предприятий. Создано на 45% меньше малых предприятий и на 46% меньше зарегистрировано индивидуальных предпринимателей, чем за тот же период 2008 года. Закрылось 250 тыс. предприятий, что на 100 тысяч больше, чем в первом полугодии 2008 года.

По данным Росстата по состоянию на 1 января 2010 года, в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс. малых предприятий, что на 20% больше, чем годом ранее. Сколько среди них предприятий, уже в течение двух лет не работающих, не уточняется. Как следствие, в экспертном сообществе обсуждается вопрос, почему оборот малого бизнеса и его инвестиции в основной капитал стремительно сокращались в 2009 году. Может, потому что не все из них работали?

Эпизод второй. То, что левая рука дает, правая отнимает

В условиях экономического кризиса правительство считало необходимым снизить налоговую нагрузку, чтобы поддержать деловую активность реального сектора экономики и потребительский спрос граждан. Были приняты меры, направленные на снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Субъектам Федерации было предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне, в зависимости от вида деятельности, от 5% до 15%. На сегодня это одна из самых популярных у предпринимателей схем налогообложения. Например, из числа организаций, попавших в выборочное федеральное статистическое наблюдение в 2008 году, каждое второе применяет упрощенную систему налогообложения.

Налоги снизим, но есть резерв, позволяющий компенсировать выпадающие доходы. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают, кроме того, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно указанному закону размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Например, индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям: как лицо, производящее выплаты физическим лицам, и непосредственно как индивидуальный предприниматель. При этом обязанность уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и никак не зависит от того, имел он в это время доход или нет.

  Фото: Борис Барышников
Фото: Борис Барышников

В таблице представлена динамика изменения стоимости страхового года. Резкий рост наметился с 2008 года — как раз с начала кризиса и установления льгот по налогам. Если в 2009 году индивидуальные предприниматели должны были заплатить в Пенсионный фонд 7 274,4 рубля, то в текущем году заплатят 10 392 рубля в Пенсионный фонд и 1 611 рублей в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования. То есть налоговая грузка за последний год возросла на 65%, а с 2002 года — почти в 24 раза!

Эти новые фиксированные платежи установлены в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В 2011-м финансовая нагрузка на бизнес вновь увеличится. Лукавство процедуры еще и в том, что льготы дают региональные власти, и уменьшатся доходы региональных бюджетов, а новые доходы, как всегда, обеспечил себе федеральный центр.

Эпизод третий. Методика не успевает за конъюнктурой

Предприниматели не надеются на помощь государства. Как показал опрос, проведенный в 2008 году Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» среди 5,5 тыс. предпринимателей из 40 российских регионов, только 6% респондентов принимали участие в федеральных программах поддержки, 15% — в региональных программах, 12% — в муниципальных. Почему государственная поддержка малого предпринимательства не пользуется популярностью у предпринимателей?

Госпрограмма реализуется Минэкономразвития с 2005 года, отбирая регионы по определенным критериям. Анализ критериев, действовавших в 2009 году, показывает, что они создавали преференции тем регионам, которые уже продемонстрировали в предыдущие годы высокую динамику развития предпринимательства, осуществляют инновационную деятельность и экспортируют продукцию и услуги малых предприятий. То есть поддержку должны получить те регионы, у которых с малым бизнесом и так все в порядке. Как следует из данных Минэкономразвития, 68% средств, выделенных из федерального бюджета на проведение конкурса, получат 30% регионов из числа подавших заявку. При этом Москва и Санкт-Петербург получат более 11% этих средств.

Меры государственной поддержки малого бизнеса, принятые на этапе экономического роста и связанные с инновационной составляющей развития, не были в достаточной мере откорректированы с учетом новых вызовов. В 2009 году снова прошел конкурс среди тех регионов, которые развивают предпринимательство, ориентированное на экспорт товаров и услуг, хотя условия 2005-го и 2009 года значительно разнятся. При этом Минэкономразвития признает, что перспективы российской экономики в посткризисный период во многом зависят от активизации внутреннего спроса, который пока находится в состоянии стагнации. Признает также и то, что для проведения глубокой модернизации и смены модели экономики на инновационную необходимы огромные инвестиции, которых сейчас в достаточном количестве нет.

Льготы дают региональные власти, и уменьшатся доходы региональных бюджетов, а новые доходы, как всегда, обеспечил себе федеральный центр

Понимая все это, Минэкономразвития стимулирует малый бизнес работать на экспорт и производить инновационную продукцию, то есть выходить на рынки повышенного риска. Между тем, по оценке самих предпринимателей, в текущей ситуации косвенные и прямые издержки от смены технологического уклада для бизнеса перевешивают потери от неэффективности. Получается, что по старинке работать выгоднее, чем вкладывать в инновации и прогрессивное развитие. А в направлении экономического стимулирования технологической модернизации деятельность государства пока не слишком заметна.

И совсем уж непонятно, почему Мин-экономразвития, отвечающее за развитие малого и среднего бизнеса, само же себя контролирует и оценивает эффективность внедряемых механизмов. Об этом, в частности, Эльвира Набиуллина, рассказала на Х Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России». По ее словам, «одним из важнейших инструментов станет оценка воздействия на бизнес предлагаемых к введению мер государственного регулирования». Полномочия по такой оценке предоставлены Министерству экономического развития.           

Фиксированные платежи (стоимость страхового года) в РФ, руб.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№28-29 (276) 19 июля 2010
Дальний восток и АТР
Содержание:
Три восточных дня

За три дня пребывания на Дальнем Востоке Дмитрий Медведев потребовал разработать программу его экономической интеграции с АТР, а также перестать противопоставлять эти терри-тории остальной России

Реклама