Стороны ждут момента

Тема недели
Москва, 02.08.2010
«Эксперт Сибирь» №30-31 (277)
Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) готов сегодня обрабатывать до 1 млн тонн зерна в год на существующих мощностях. Строительство специализированного терминала по перевалке зерновых может добавить к этим объемам еще 1,5 млн тонн в год, говорит Вячеслав Перцев, генеральный директор ВМТП. Переговоры о строительстве терминала идут, но пока стороны заняли выжидательную позицию

— Скажу, что портовая отрасль России выглядит очень достойно. По итогам 2009 года суммарный грузооборот портов страны увеличился на 9 процентов. Результаты начала 2010 года также демонстрируют рост. В прошлом году «упали» объемы контейнерных грузоперевозок, но «подросли» наливные, насыпные и навалочные. Это позволило сохранить достаточно динамичную работу стивидорных компаний. Кроме того, в целом по отрасли не замораживались проекты строительства новых и модернизации существующих мощностей. Вот некоторые примеры: порт Восточный модернизировал угольный комплекс, порт Посьет не переставал заниматься реконструкцией и перевооружением своих производственных мощностей, вновь запущен в эксплуатацию нефтеналивной терминал в бухте Козьмино.

— В марте нынешнего года ВМТП сообщил о заметной тенденции роста перевалки зерновых. На ваш взгляд, подобные всплески на рынке могут оказать влияние на развитие вашего давнего проекта строительства зернового терминала?

— Да, действительно, в первом квартале 2010 года обработка зерновых в ВМТП в каботажном и экспортном направлениях достигла 40 тысяч тонн. В этом объеме преобладает экспорт — свыше 30 тысяч тонн. В иные периоды мы за год обрабатывали подобное количество. Сейчас экспортное зерно в ВМТП поступает в хопперах, затем переваливается по прямому варианту «вагон–судно». Но сейчас рассматривается возможность доставки и перевалки зерна другими способами — в контейнерах, «биг-бегах». Существующие производственные мощности позволяют порту обрабатывать по прямому варианту «вагон – судно» до 1 миллиона тонн зерна в год. Строительство специализированного терминала по перевалке зерновых может добавить к этим объемам еще 1,5 миллиона тонн в год.

В октябре прошлого года ВМТП и Группа компаний САХО подписали соглашение о намерениях организовать совместную работу над проектом создания современного высокотехнологичного комплекса по перевалке зерна на территории порта Владивосток. Документ предусматривает взаимодействие сторон в части разработки технического задания и бизнес-плана проекта, определенный регламент по финансовым и корпоративным ресурсам, совместные маркетинговые мероприятия. По большому счету роль ВМТП в организации дальневосточного транспортного зернового коридора невелика. Но мы уже выполнили достаточный объем работ с железнодорожниками, производителями зерна и зернотрейдерами, представителями федеральной власти, для того чтобы сделать выводы о процессах, связанных с появлением отечественных зерновых на рынке АТР. Сложилось такое ощущение, что все заинтересованные стороны просто ждут момента, когда рынок предельно «созреет», для того чтобы моментально на нем оказаться. Но ведь известно: для того чтобы оказаться в нужный момент в нужном месте, необходимо заблаговременно подготовиться.

— А сейчас в каком состоянии проект?

— Сейчас прорабатываются технические параметры терминала, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, среди которых — крупные российские и японские компании, работающие на зерновых рынках. Что касается материального воплощения — работ бульдозеров по подготовке стройплощадки или заливке фундамента мы в текущем году не планируем. Сейчас ВМТП может переваливать, без особой загрузки своих производственных мощностей и железнодорожной инфраструктуры, порядка 1 миллиона тонн зерновых в год при суточной производительности в 5,2 тысячи тонн. Но пока мы даже не видим предпосылок к образованию этого грузопотока в объемах, близких к такой цифре.

  Фото: Борис Барышников
Фото: Борис Барышников

— Зато уже появляются заявления о начале строительства зерновых терминалов на территории соседних с ВМТП портов. Получается, вас обошли?

— Согласно некоторым исследованиям потребность рынка зерна в АТР — порядка 6 миллионов тонн в год. При этом экспортный зерновой потенциал России ежегодно увеличивается. Если разумно подойти к вопросам организации экспорта отечественного зерна в АТР, то груза хватит всем.

— Вы говорите о росте объемов перевалки, а между тем зимой в адрес дальневосточных портов, в частности в адрес ВМТП, со стороны железнодорожников неоднократно звучали упреки в неспособности справиться даже с существующим грузопотоком…

— Сразу хочу отметить, что портовая сфера — самая развивающаяся в российской транспортной отрасли. Заявления о технической отсталости портов, в том числе и дальневосточных, некорректны. Несмотря на высокую динамику, с которой работают все крупные стивидорные компании Дальнего Востока, у портового хозяйства региона еще есть запас производительности. У ВМТП, допустим, он составляет около 40 процентов. То есть при отлаженной системе взаимодействия с железной дорогой мы можем переваливать 10 миллионов тонн различных грузов ежегодно.

Проблема не в пресловутом техническом бессилии портов, не в ограниченной пропускной способности, а в неудовлетворительной организации взаимодействия структур РЖД и стивидорных компаний. При организации движения поездов в сторону портов необходимо учитывать массу факторов — расписание линейных морских перевозчиков, погодные условия, влияющие на работу стивидоров. Гнать поезда к портам без учета внешних факторов, провоцируя тем самым заторы, а потом говорить о брошенном подвижном составе, о плохой работе портовиков — неправильно.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№30-31 (277) 2 августа 2010
АПК
Содержание:
Ни много ни мало

Пока в других регионах России подсчитывают убытки, в Сибири ждут урожая на уровне прошлого года. Даже с учетом того, что зерно это из-за погодных условий будет не лучшего качества, местным аграриям нужно уже сегодня думать о том, как им распорядиться с максимальной пользой

Реклама