Переработать и налить

Повестка дня
Москва, 06.09.2010
«Эксперт Сибирь» №35 (279)

Г

руппа компаний «Евросевер- нефть» («ЕСН») вновь собирается начать строительство нефтепере­рабатывающего завода в Уяре, рядом с крупнейшей в Красноярском крае Уярской нефтеналивной станцией (УНС). Впервые о планах строительства этого предприятия стало известно еще в 2006 году, год спустя была зарегистриро­вана компания ОАО «Уярский НПЗ» с ус­тавным капиталом 100 тыс. рублей. Она на 99% принадлежит малоизвестной сто­личной компании «Трилэйн»». Но за про­ектом стоит группа «ЕСН», управляющая УНС. Предполагаемая мощность заво­да — 1,5 млн тонн переработанной нефти в год, продукция — моторное топливо, от­вечающее стандарту «Евро 3» и выше, а также другие ГСМ. Срок строительства за­вода озвучивался разный: сначала говори­лось о двух-трех годах, потом датой пуска предприятия был назван 2016-й год. Кризис помешал началу строительства, и только в феврале текущего года Денис Пашков, министр промышленности и энергетики правительства Красноярского края, объявил о реанимации проекта. Тогда же Вадим Кантор, генеральный ди­ректор Уярского НПЗ, объявил о том, что в качестве рынка сбыта готовой продук­ции для будущего предприятия рассмат­ривается прежде всего Красноярский край, а прямогонный бензин пойдет на экспорт. Остальные подробности проекта стали известны только в июне, когда в Минпромэнерго РФ была подана просьба о предоставлении проекту господдержки в виде кредитных гарантий перед банка­ми, субсидий и льгот по краевым нало­гам. В частности, стоимость строитель­ства Уярского НПЗ оценивалась в бизнес- плане примерно в 1 млрд евро. Из этой суммы две трети должны составить заем­ные средства, остальное — собственные ресурсы группы компаний «ЕСН».

 Безусловно, власти Красноярского края заинтересованы в том, чтобы новый НПЗ был рентабельным, иначе его судьба может стать столь же витиеватой, как и история нефтеналивной станции в Уяре. В 1960-е годы ее объявили «комсомоль­ской стройкой» и ударными темпами по­строили для перевалки западносибир­ской нефти из нефтепровода в железнодо­рожные цистерны. Мощности по хране­нию и наливу позволяли обрабатывать до 7 млн тонн черного золота. Но в 1982 году станцию законсервировали — с развити­ем системы трубопроводов надобность в ней пропала. Больше 20 лет громадные нефтяные танки и переплетения труб без­действовали. Только в апреле 2006 года нефтеналивные терминалы возобновилиработу — оператор станции, группа «ЕСН», при поддержке Красноярской железной дороги реконструировала объект, постро­ив, в том числе, современный высокотех­нологичный автоматизированный комп­лекс по наливу и пропарке цистерн. Нефть по Транссибу пошла на экспорт в Китай и на НПЗ в Комсомольске-на-Амуре. Уже в 2007 году станция вышла на проектную мощность в 6 млн тонн нефти в год.

Но будущий Уярский НПЗ будет располо­жен между двумя крупными нефтеперера­батывающими заводами в Ачинске и Ан­гарске, что делает его вхождение на мест­ный рынок ГСМ достаточно проблематич­ным. По данным Дениса Пашкова, потреб­ность Красноярского края в жидком топ­ливе составляет 1,5 млн тонн в год, а один лишь Ачинский НПЗ (принадлежащий НК «Роснефть») имеет мощность в 6 млн тонн нефтепродуктов в год. Причем в прошлом году Ачинский завод превысил проектные показатели, переработав 7 млн тонн нефти. Более того, в планах владельца предприятия значится его дальнейшая ре­конструкция с увеличением мощности по переработке до 9 млн тонн.

Стремление строить НПЗ ближе к потреби­телям далеко не всегда оправдано. Обычно мини-НПЗ возводят там, где есть сырая нефть или нефтепроводы, но слишком сложно и дорого завозить ГСМ с действую­щих предприятий. Поэтому в условиях Красноярского края здравой представля­лась идея строительства мини-НПЗ на Севере и в Эвенкии, неподалеку от действую­щих нефтяных скважин. Это решило бы вечную проблему «северного завоза» горю­чего — в условиях отдаленных поселков стоимость доставки дизтоплива или мазута часто в разы превышает стоимость собс­твенно нефтепродуктов (несколько лет назад горючее в Эвенкию из-за срыва нави­гации пришлось доставлять зимой транс­портными самолетами). Но пока опыт стро­ительства и эксплуатации мини-НПЗ в Бай- ките и поселке Енашимо (Северо-Енисей- ский район) скорее отрицательный. Так, администрация Эвенкийского муници­пального района ищет источник внебюд­жетных инвестиций, для того чтобы до­строить и запустить на полную мощность нефтеперерабатывающую установку в Бай- ките. По словам Олега Морозова, первого заместителя главы администрации Эвен­кийского муниципального района, в бюд­жете средств на это нет, поэтому частные инвестиции должны стать оптимальным выходом из создавшейся ситуации.

Впрочем, есть обстоятельства, благопри­ятствующие проекту. Уяр — ключевой узел на карте железных и автомобильных дорог, расположенный в центре развитого индустриально-аграрного района. Всего в часе пути от него находятся города Зеле- ногорск и Бородино, поселки Заозерный и Урал, крупные промышленные предпри­ятия и угольные разрезы. Да и Красноярск всего в 130 км. Но еще более перспектив­ным следует признать соседство с нефте­наливными мощностями, позволяющими отправлять топливо на Дальний Восток, в том числе на экспорт.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№35 (279) 6 сентября 2010
Экономика Сибири
Содержание:
Беспроигрышный вариант

Последняя Стратегия развития Сибири составлена таким образом, что может обойтись без дополнительных федеральных вливаний

Реклама