Из Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года

Тема недели
Москва, 06.09.2010
«Эксперт Сибирь» №35 (279)

В Стратегии понятие «Сибирь» включает в себя территории 12-ти субъектов РФ, входящих в состав СФО. Ее основные положения представлены с учетом географического деления Сибири на три пояса развития: Арктический пояс, включающий север Красноярского края с прилегающими островами и акваториями; Северный пояс, включающий север Омской Томской, Иркутской областей, центральные районы Красноярского края (территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска), зону Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Забайкальском крае, север Республики Бурятия; Южный пояс развития, включающий  центральные и южные районы Омской и Иркутской областей, Республики Бурятия, южные районы Томской области, Забайкальского и Красноярского краев, Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую области, республики Алтай, Тыва и Хакасия.

Пространственными приоритетами развития Сибири являются:

  • в Арктическом поясе — интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного морского пути, сохранение природной среды и культуры коренных малочисленных народов Севера, повышение качества их жизни;
  • в Северном поясе — реализация проектов в энергетическом секторе, строительство северо-российского транспортного коридора, добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, черные, цветные, благородные и редкоземельные металлы), строительство трубопроводов и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки природных ресурсов, строительство и реконструкция перерабатывающих производств (нефте-, газо- и углехимия, гелиевая промышленность, переработка древесины);
  • в Южном поясе — формирование промышленной, технологической и научной базы хозяйственного освоения северных и арктических территорий; формирование крупных городских агломераций, выполняющих функции транспортно-логистических, торгово-финансовых, научно-образовательных, культурных, инновационных и промышленных центров; формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки; формирование опорной структуры поселений, обеспечивающих агропромышленный и добывающий комплексы высокопрофессиональной рабочей силой на постоянной и вахтовой основе.

По уровню социально-экономического развития в Сибири выделяются три группы регионов.

  • Первая группа — регионы с относительно высокой плотностью населения, относительно сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории (Алтайский край, Новосибирская, Омская и Томская области). Здесь сосредоточен основной научно-образовательный и аграрный потенциал, обрабатывающий и перерабатывающий сектор промышленности Сибири. Государственная политика в отношении этих регионов должна быть направлена на ускоренное развитие региональных зон опережающего экономического роста, определенных с учетом конкурентных преимуществ и возможностей их экономики. В частности, за счет стимулирования развития  высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств.
  • Вторая группа — промышленные регионы, характеризующиеся ярко выраженной специализацией, относительно высоким уровнем развития перерабатывающей промышленности и ресурсных отраслей (Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия). Государственная политика в отношении этих регионов должна быть направлена на институциональную и финансовую поддержку комплексного развития с целью стабилизации их присутствия на внутреннем и внешнем рынках топливно-сырьевых ресурсов и притока валюты.
  • Третья группа — регионы с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития, к которым можно отнести республики Алтай, Бурятия, Тыва и Забайкальский край. Стратегическим направлением региональной политики их развития является адресная государственная поддержка и комбинированное использование элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. Для Республики Тыва и Забайкальского края — это стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. Для республик Алтай и Бурятия  — стимулирование капиталовложений в комплексное освоение природно-рекреационных ресурсов на основе щадящих, экологически чистых технологий производства продукции и услуг. Действенной мерой, направленной на развитие регионов третьей группы и создания в них современных производств, станет организация здесь зон территориального развития и особых экономических зон.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№35 (279) 6 сентября 2010
Экономика Сибири
Содержание:
Беспроигрышный вариант

Последняя Стратегия развития Сибири составлена таким образом, что может обойтись без дополнительных федеральных вливаний

Реклама