«Камеры хранения» для трудных подростков

Тема недели
Москва, 20.09.2010
«Эксперт Сибирь» №36-37 (280)

В конце августа на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации российской экономики речь шла о реформировании системы начального профессионального образования (НПО). Как заявил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, эта проблема становится актуальной в связи с запуском процесса модернизации страны. По словам главы группы «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова, если с точки зрения инноваций — кому изобретать — вопрос будет решен, поскольку вузы в целом в инновационные процессы встроились или встраиваются, то «вопрос, кто руками будет работать, продвигать эти инновации, стоит в настоящий момент крайне остро».

Второй аспект проблемы, также крайне важный для государства — бюджетный. В прошлом году консолидированный бюджет всей системы образования составил 1,75 трлн рублей, в этом году — на 100 млрд больше. «И такими деньгами необходимо правильно распоряжаться»,— отметил глава государства. Между тем пока система профессионального образования остается несбалансированной и неэффективной в плане расходования казенных денег. Прежде всего потому, что перекос в пользу высшего образования, сложившийся в России за минувшие два десятилетия, превратил профтехучилища в этакие «камеры хранения» для трудных подростков. Получить диплом вуза — значит обеспечить себя входным билетом в красивую жизнь. Получить навыки рабочей профессии в ПТУ — значит обречь себя на прозябание в статусе пролетария. При этом государство, вспомнив в рамках нацпроекта «Образование» о состоянии школ и вузов и «накачав» их деньгами, упустило сектор НПО из внимания. В итоге сложилась крайне неэффективная система профтехобразования, живущая, по сути, в отрыве от общества и штампующая рабочих, в новой экономике никому не нужных.

Встает вопрос — как встроить профтехобразование в те системные процессы модернизации, которые происходят в обществе?

Очевидно, однозначного ответа на него дать невозможно, что показала и дискуссия на Гос­совете. Кто-то говорил об узких проблемах (типа единого реестра рабочих специальностей, который достался России в наследство от СССР и явно не отвечает новым веяниям), кто-то смотрел шире. К примеру, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев предложил оформить госзаказ на выпуск фильмов, которые бы популяризовали рабочие профессии. Ведь в свое время такой шедевр советского кино, как «Высота», сделал романтичной и уважаемой профессию монтажника-высотника, а фильм «Большая семья» героизировал профессию судостроителя. Пока же образ рабочего у молодежи ассоциируется с героями телешоу «Наша Russia» Равшаном и Джумшутом, посетовал Михаил Прохоров. И спорить с ним бессмысленно — он прав.

Реформа профтехобразования должна стать еще одним совместным мегапроектом власти и бизнеса. По словам главы Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко, ведущая организационная роль в развитии вневузовского сектора отводится региональным властям, которым нужно будет работать в тесном взаимодействии с отраслями, приоритетными для социально-экономического развития данных территорий. Понятно, что без субъектов экономики, без реально работающих в этих отраслях предприятий перестроить систему подготовки рабочих специальностей не выйдет. Крайне важной задачей становится прогнозирование потребностей той или иной отрасли в кадровых ресурсах. Необходимы современные общенациональные стандарты и требования к современным профессиям, а также технологии и механизмы их реализации в разрезе отраслей и регионов.

Пока решено расширить нацпроект «Образование» до уровня профподготовки кадров. Регионам, которые предложат качественные программы модернизации систем начального и среднего профобразования, обеспечивающие подготовку квалифицированных рабочих и технических специалистов, будут выделены субсидии. Время еще есть — демографический спад, который обернется уменьшением числа учащихся, кроме дефицита молодых специалистов, приходящих в экономику, создаст и благоприятные условия для рационализации всей сети общеобразовательных учреждений. Не упустить бы шанс.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№36-37 (280) 20 сентября 2010
Образование
Содержание:
Как снежный ком

Несмотря на все достижения нацпроекта в сфере образования, реформирование системы профессиональной подготовки кадров требует решения все большего количества все более сложных вопросов

Реклама