Финиш непредсказуем

Матвей Эргардт
4 октября 2010, 00:00
  Сибирь

Неясность с погодой на финише уборочной компании не позволяет сибирским крестьянам прогнозировать ни урожайность, ни примерную ценовую конъюнктуру на зерновые культуры

На конец сентября в Сибирском федеральном округе собрано столько же зерна, сколько и в прошлом году при более низкой урожайности. Сибирь идет на втором месте после Южного федерального округа по объемам собранных зерновых. Убрано 70–80% площадей, что позволяет делать выводы об итогах очередного сельскохозяйственного сезона. Однако капризная погода пока не располагает экспертов рынка к определенным прогнозам. К тому же ценовая конъюнктура на зерновые пока выглядит не менее капризной, чем погода.

Крестьяне чудес не ждут ни от природы, ни от рынка. Не помогают определиться с поведением рынка и скидки на железнодорожные перевозки зерна в центральные регионы. С учетом запрета на экспорт пострадавшим от засухи регионам более успешно поможет ЮФО. Пока спросом в западных регионах пользуются в основном сибирские гречиха и горох.

Между тем, отсутствующая долгие годы возможность четкого прогнозирования ситуации на рынках резко тормозит развитие сельского хозяйства в округе и сказывается на рентабельности производства зерновых.

Закрома Сибири

На 28 сентября хозяйства СФО собрали 10,8 млн тонн зерна против 10,7 млн тонн в прошлом году. Урожайность пока не радует. В среднем она составляет 15,1 ц/га, что на 4,8 ц/га ниже прошлогодней. Не на высоте будет и качество зерна, считают эксперты. «Урожай в Сибири в этом году будет меньше, чем в прошлом. Мы согласны с предварительными прогнозами Национального союза зернопроизводителей о том, что по итогам уборочной этого сезона превышение объемов производства зерна над внутренними потребностями составит не более двух–трех миллионов тонн, что существенно меньше, чем было год назад», —  говорит управляющий директор группы компаний САХО Вадим Григорьев.

Среди регионов СФО традиционно пока выделяется Алтайский край, собравший на 27 сентября на 633 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур больше, чем в прошлом году. Всего намолочено 3,71 млн тонн зерна, из которых 2,33 млн тонн  — пшеница. Средняя урожайность — 13,2 ц/га. Уборка в крае подходит к концу, и, по прогнозам экспертов, уровня прошлого года — более 6 млн тонн — достичь не удастся. «Финиш уборочной всегда непредсказуем. И считать нужно не то, что на полях, а то, что убрано. Думаю, по краю будет собрано около 4,5–4,6 миллиона тонн зерновых», —  говорит фермер Владимир Устинов (Алтайский край). Заканчивается уборка и в других традиционных сибирских житницах. В Новосибирской области собрано уже более 2 млн тонн зерна при прогнозе в 2,6 млн тонн. «Это позволит полностью закрыть нужды региона, заготовить семена. При этом еще почти 1,4 миллиона тонн останется для свободной продажи», —  констатирует министр сельского хозяйства области Георгий Иващенко. Не отстает Омская область, намолотившая 2,1 млн тонн зерновых при довольно низкой урожайности — 12 ц/га. «Остановиться» омичи планируют на отметке в 2,3 млн тонн. В Красноярском крае, напротив, урожайность самая высокая среди сибирских регионов — 23,9 ц/га. Убрано на 27 сентября 1,73 млн тонн зерна.

Только 58% зерновых собрано от планов в Кузбассе. Всего здесь намолочено 757 тыс. тонн со средней урожайностью 19,1 ц/га. Примерно по 50% урожая собрали в Томской и Иркутской областях (242 и 303,9 тыс. тонн зерна соответственно).

Важней всего — прогноз погоды

Причина снижающейся урожайности — в погодных условиях. Из-за погоды на несколько недель в Сибири задерживался сев. Позже обычного началась во многих регионах и уборочная кампания. «Будут определенные сложности с хранением зерна нового урожая. Июльские температуры падали до 9–12 градусов, а ночью выпадали холодные росы, которых раньше никогда не было», —  отмечал еще в августе в беседе с «Экспертом-Сибирь» генеральный директор компании «Мельник» (Алтайский край) Александр Бедарев. Преподнесла погода сюрпризы и в ходе самой уборочной. Все это сказывается и на качестве зерна. «Качество будет хуже. Вообще общий результат будет зависеть от погодных условий в последние дни сентября–начале октября», —  говорит председатель Кемеровского зернового союза, генеральный директор «СДС-Агро» (Кемерово) Юрий Федяев.

Неопределенность на рынке существует и относительно ценовых ориентиров на зерно. По общему мнению, прогнозировать порядок цен пока рано. «Говорить об этом можно будет только тогда, когда будет убран весь урожай и станут понятны его качественные характеристики», —  выражает общее мнение Вадим Григорьев. В Сибири планируется собрать приблизительно 12–13 млн тонн зерновых. Цены на пшеницу третьего класса сегодня приближаются к 6,5 тыс. рублей. Но это, как говорится, разговоры в пользу бедных. Зерновой рынок по-прежнему остается стихийным и влияет на него много труднопрогнозируемых факторов — от политических решений до капризов погоды. Прогнозировать, как поведут себя цены в дальнейшем, на себя смелость никто не берет.

Непонятен пока и зерновой баланс в целом по стране. На конец сентября в России собрано 58,2 млн тонн зерна при прогнозе Минсельхоза — 60–65 млн тонн. Но существуют и более оптимистичные прогнозы. В Российском зерновом союзе (РЗС), например, считают, что урожай будет выше прогнозируемого Минсельхозом, но меньше 70 млн тонн. Представитель РЗС отметил, что прогнозы министерства, как правило, консервативны.

РЗС также предполагает, что объем внутреннего потребления зерна составит 71–75 млн тонн, что ниже официальной оценки 78 млн тонн.

На запад

Дополнительную интригу в итоги нынешнего сезона вносит решение Федеральной службы по тарифам (ФСТ) утвердить размер скидок на перевозку зерна и муки железнодорожным транспортом по территории России. С 20 сентября размер скидки на перевозку зерна из Сибирского федерального округа на станции Приволжского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов при его транспортировке более чем на 1,1 тыс. км составит 70%. Скидка в размере 50% будет предоставляться при перевозке на расстояние, превышающее 300 км, со станций Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Как прокомментировали свое решение в ФСТ, льготные тарифы установлены в рамках проводимой в настоящее время работы по ликвидации последствий засухи, в том числе для недопущения роста цен на зерновую продукцию и возникновения ее дефицита на сырьевых рынках.

Этого решения в Сибири ждали уже более пяти лет. И оценивают его в целом положительно. Но особых прорывов кресть­яне не ждут. «Реализация этих мер расширяет возможности в первую очередь для переработчиков, но их дополнительная загрузка будет стимулировать спрос и на зерно», —  считает Вадим Григорьев. По словам Александра Бедарева, для алтайских сельхозтоваропроизводителей установленный льготный тариф позволит увеличить объемы производства, поставки за Урал продукции зернопереработки. «Принятое решение — в пользу наших крестьян. Установленный коэффициент 0,3 означает для нас дополнительный рынок сбыта 200 тысяч тонн муки или 300 тысяч тонн зерна. Это существенно, поскольку увеличение производства повлечет создание дополнительных рабочих мест, рост поступлений в бюджет, снижение социальной напряженности. Нормальное соотношение спроса и предложения — в пользу нашего крестьянина», —  сообщил он официальному сайту администрации Алтайского края. Сами крестьяне, впрочем, настроены не так оптимистично. «Пока ажиотажного спроса на алтайскую пшеницу я не увидел. Есть спрос на гречиху и горох. К тому же даже со скидками мы по многим параметрам можем не попасть в сложившиеся в центральных регионах цены», —  считает Владимир Устинов. «Новые рынки сбыта обязательно будут использоваться, но все будет в конечном итоге зависеть от цен в центральных регионах», —  поддерживает коллегу Юрий Федяев.

Поэтому крестьяне все же предпочитают больше говорить не о тарифах, а о более приземленных вещах. Важнее сегодня, говорят сельхотоваропроизводители, создать максимально прозрачную ситуацию с ценами. В идеале, чтобы кресть­яне знали, сколько и по какой цене у них купят выращенный урожай, еще перед посевной. На ценовую ситуацию влияют и возможности крестьян хранить зерно. Даже несмотря на уроки прошлого года, инвестиции пока так и не пошли в зерно­хранилища и сушилки, констатирует Владимир Устинов. Элеваторы же в большинстве случаев реагируют на высокие урожаи удорожанием хранения. Впрочем, по словам бывшего министра сельского хозяйства СССР, а сегодня алтайского пенсионера Александра Назарчука, крестьянину, фермеру зерно хранить не надо. «Это не его забота. Он вырастил, должен продать по достойной цене, получить деньги, рассчитаться с долгами и думать о будущем урожае. Вот это самое главное — создать такие условия для крестьянина».

Так это или нет, каждый сегодня решает для себя. Пока даже с поправкой на не самое лучшее качество зерна и снижение урожайности этот сельхозгод для сибирских крестьян обещает быть более удачным, чем прошлый.