Комфортные инновации

Необходимое условие для эффективного развития инноваций на отдельно взятой территории — комплексное градостроительное планирование, грамотное районирование и умение всех участников процесса договариваться друг с другом

Томская область ждет, когда Правительство РФ своим распоряжением утвердит по-своему уникальный проект —  «ИНО Томск-2020». В его основе —  комплексное развитие Томска, «закрытого» Северска и прилегающих к ним территорий, а также скоординированные действия основных игроков инновационной сферы —  университетов, научных институтов, бизнеса и власти. Как ни крути, но «Сибирские Афины» снова попали в яблочко. В других регионах или вообще не понимают, что для достижения общей цели необходимо объединять усилия, или только-только начинают задумываться о выгодах координации. В Томске не думают, а делают, презентуя проект, созданный усилиями всего инновационного сообщества и обеспечивающий его —  сообщества —  светлое будущее.

Сколковский удар

Выбор подмосковного Сколково в качестве места для создания современного иннограда в свое время привел в оторопь представителей гораздо более именитых научно-образовательных центров — от Дубны и Обнинска до Томска и Новосибирска. Многие из них за минувшие годы успели серьезно вложиться в инфраструктуру, создавая бизнес-инкубаторы, технопарки или особые экономические зоны. Когда стали известны размеры федеральных вливаний в Сколково и беспрецедентные льготные условия, предлагаемые его резидентам, губернаторам пришлось признать —  время конкуренции за федеральные ресурсы завершилось, пришла пора задуматься о взаимной координации усилий по развитию накопленных потенциалов на своих территориях. Не случайно Ассоциация инновационных регионов, созданная этим летом и объединившая восемь субъектов федерации (Томскую, Новосибирскую, Иркутскую и Калужскую области, Пермский и Красноярский края, а также республики Татарстан и Мордовию), большинством наблюдателей воспринималась как «антисколковская коалиция», призванная дать бой федеральному иннограду в борьбе за финансовые, административные и иные ресурсы.

Один из инициаторов создания ассоциации губернатор Томской области Виктор Кресс утверждал обратное. «Инновационной территорией в России назначено быть Сколково… Я не считаю его инновационной утопией. Полагаю, что таких проектов в России должно быть несколько», — заявил он в своем выступлении на томском инновационном форуме Innovus в мае этого года. Тогда же общественность впервые узнала о проекте томского иннограда.

Стоит отметить, что «ИНО Томск-2020» возник не на пустом месте. Томская область давно считается одним из инновационных лидеров в России. По удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации (16% —  данные Росстата за 2008 год), регион уже сегодня занимает лидирующее место в Сибири, конечно, в абсолютных цифрах этих расходов (чуть более 2,17 млрд рублей) заметно уступая более мощным Красноярскому краю (более 8 млрд) и Иркутской области (3,2 млрд). По числу полученных патентов на изобретения и полезные модели (529) томичи в 2008 году уступали только новосибирцам (680). Из 10 вузов, действующих в регионе, два (госуниверситет и политех) обладают статусом национальных исследовательских. Вкупе с академическими институтами все это обеспечивает самый высокий в стране уровень концентрации ученых на душу населения (около 5 тыс. докторов и кандидатов наук на 1 млн жителей области).

В амбициозной программе создания центра образования, исследований и разработок «ИНО Томск-2020» ко всем уже имеющимся наработкам добавлены масштабные проекты по развитию производственной, транспортной и социальной инфраструктур Томской агломерации. Следует признать, что до сих пор редакции «Эксперта-Сибирь» не приходилось видеть столь детально проработанных градостроительных планов, учитывающих комплексное развитие нескольких расположенных рядом муниципалитетов. Насколько эти планы реалистичны — другой вопрос.

Другого выхода нет

Томская область, мягко говоря, не богатый регион. Более трети доходов довольно скромного областного бюджета (в 2010 году —  28,2 млрд рублей) формируется за счет федеральных трансфертов. К тому же на нынешней геополитической карте область выглядит своеобразным аппендиксом: львиная доля товарных, финансовых и кадровых потоков Сибири проходит мимо нее. «Туда до сих пор не провели даже вторую железнодорожную колею — незачем», — поделился наблюдением новосибирский бизнесмен, выпускник ТГУ, пожелавший остаться неназванным.

Статус международного для томского аэропорта пришлось «выбивать» в течение нескольких лет. Но его предоставили только прошедшей весной и только «на период функционирования особой экономической зоны», то есть до 2025 года, и (пока) без всяких федеральных инвестиций в оборудование международного терминала. Средства на это приходится искать в областном бюджете и у частного инвестора (кстати, он тот же, что и у новосибирского Толмачево —  холдинг «Новапорт»). Из 6,5 тыс. км дорог только 37 км имеют статус федеральных. Этот факт не только красноречиво говорит об источниках их финансирования (строительство и содержание федеральных трасс, как известно, берет на себя госбюджет, остальные дороги финансируются из региональных и местных бюджетов), но и косвенно свидетельствует об отношении к региону как периферийному на пути больших грузопотоков.

Руководство региона признает, что слабый уровень развития социальной среды и низкая транспортная доступность региона завели его в тупик. На сегодняшний момент «в осуществлении инновационной политики Томская область реализовала имеющийся потенциал и столкнулась с ограничениями, препятствующими качественному инновационному прорыву», говорится в проекте «ИНО Томск-2020». Все это и предопределило активную лоббистскую деятельность томских властей, которая после выбора Сколково в качестве площадки для создания иннограда будущего только усилилась.

Еще весной Виктор Кресс назвал два основных направления: расширение правового статуса Сколково на томскую технико-внедренческую зону (губернатор тогда подчеркнул, что если этого не будет сделано, останется признать, «что созданные ранее институты развития не оправдали надежд») и поиск финансовых ресурсов для скорейшей реализации проекта «ИНО Томск-2020» «путем либо изменения межбюджетных отношений, либо включения проекта в перечень проектов, подлежащих утверждению комиссией по модернизации». Причем томские власти заявляют, что в отличие от многих других «ИНО Томск-2020» будет реализован даже в том случае, если федеральный центр не поддержит его деньгами. «Мы в любом случае реализуем этот проект и собственными силами, правда, понятно, эффективность и сроки его реализации будут несколько другими», — сообщила не так давно первый вице-губернатор Томской области Оксана Козловская.

Надо отдать должное губернаторской команде: продвижение интересов территории идет по всем направлениям. Тут и уже упоминавшиеся создание ассоциации инновационных регионов, и придание международного статуса аэропорту, и создание консорциума томских вузов. Кстати, месяц назад ректор Томского политехнического университета Петр Чубик, выступающий от лица консорциума, подписал соглашение с главой фонда «Сколково» Виктором Вексельбергом, который ради этого прилетал в Томск. Такому напору в отстаивании инновационного сценария развития территории инноваторам в соседних регионах остается только завидовать. «Томичи умеют грамотно формализовать и, что важно, консолидированно подавать не только имеющиеся, но и планируемые преимущества, параллельно действиями уплотняя образы, делая их реалистичными, и в этом сила томской команды, — говорит директор АНО «Инновационный центр Кольцово» Андрей Линюшин. —  Если бы к потенциалу Новосибирской области — да томскую системность и напор, Сколково было бы в Новосибирске».

Надо уметь договариваться

В Новосибирске на опыт соседей смотрят в основном со скепсисом, пребывая в уверенности, что «у нас и так все есть» и что «мы вообще крупнее и мощнее». На первый взгляд, инновационное районирование Новосибирской агломерации действительно выглядит разнообразнее томского. Всемирно известный Академгородок, несмотря на свои коммунально-бытовые проблемы, все еще остается центром фундаментальной науки. Строящийся в нем технопарк призван стать базой для первичной стадии производства инновационной продукции. Наукоград Кольцово традиционно позиционируется как биофармацевтический центр, спутник областного центра —  город Бердск —  стал площадкой для размещения ряда высокотехнологичных производств и, по сути, спальным районом для ученых (благодаря соседству с Академгородком, низкой стоимости нового жилья и красивой природе). Еще одна точка роста —  промышленно-логистический парк, создающийся на территории 2 тыс. гектаров в 15 км от Новосибирска (именно там компания «Лиотех» возводит совместно с госкорпорацией «Роснано» завод по выпуску литий-ионных батарей). А есть еще Краснообск —  вотчина СО РАСХ, институты СО РАМН, огромный вузовский комплекс (по количеству студентов почти вдвое превосходящий томский), большое количество средних и малых инновационных компаний.

Возможно, именно из-за такого разно­образия слаженной, консолидированной и комплексной программы развития инновационного потенциала всей Новосибирской агломерации до сих пор не разработано. Более того, громкие проекты, наподобие «ИНО Томск-2020», тут даже не обсуждают —  каждый мэр, директор или инноватор пытается тянуть одеяло на себя, а областные власти, судя по настрою губернатора Василия Юрченко, конкуренцию между исторически сложившимися вокруг Новосибирска «очагами» инновационной активности поддерживают и одобряют. «Мы считаем, что в одном месте нельзя концентрировать всю научно-инновационную базу, тем более что Новосибирская область очень растянута территориально —  на 600 километров с запада на восток и на 400 с севера на юг. Это несет в себе некоторые ограничения, которые мы учли при планировании развития региона», — отметил недавно в разговоре с журналистами «Эксперта-Сибирь» глава региона.

Возможно, единой программы нет и потому, что исторически инновационные процессы в Новосибирске концентрировались преимущественно в Академгородке. А научный центр хотя и входит в состав Советского района города, по сути, является «государством в государстве». Земля, недвижимость, до недавнего времени даже дороги и коммуникации —  все это на праве оперативного управления принадлежало СО РАН. Договариваться с академиками областным властям всегда было трудно. «Да, мы иногда спорим, иногда подолгу дискутируем. У них одно видение, у нас —  другое. Но даже при разных стартовых позициях с академиками нам удавалось приходить к консолидированному решению», — осторожно отметил по этому поводу губернатор Василий Юрченко. В Томске такой проблемы просто нет. «Как правило, в России наука формировалась параллельно с университетами. У нас же, учитывая, что здесь был открыт первый за Уралом университет, это происходило наоборот. Все научные школы, научно-исследователь­ские институты выходили из университетской среды. Это привело к тому, что они очень серьезно интегрировались», — отмечает Оксана Козловская.

«Томску гораздо проще договориться об общих действиях по инновационному развитию в силу моноукладности его экономики. Ведь в Новосибирске экономика более диверсифицированная и пестрая —  это и сервисы, и логистика, и малый и средний бизнес, и индустрия, и инновационные компании, — отмечает проректор по инновационному образованию Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭиУ) Сергей Смирнов. —  Есть и другие объективные факторы: 500 тысяч населения Томска против двух миллионов жителей новосибирской агломерации. Если в Томске все университеты, по сути, расположены на одном проспекте, то в Новосибирске расстояния большие». Тем не менее, на наш взгляд, именно такой подход пока и предопределяет некоторое отставание столицы Сибири от своего бойкого северного соседа. И проигрыш ему в конкурсе технико-внедренческих зон, случившийся несколько лет назад, ярче всего иллюстрирует верность этого тезиса.

Стоит признать, что в Новосибирске пока не появилось общей цели, ради которой объединились бы вузы, научные институты, бизнес и власть. «Объединяться ради общей цели —  святое дело, только вот для этого нужна действительно значимая цель», — констатирует проректор по научной части Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Алексей Вострецов. Пока руководство СО РАН занято лоббированием в верхах проекта строительства «второй очереди Академгородка», пока областные власти вкладываются в технопарк, вузы, к примеру, играют в свои игры. И даже Сколково не становится основой для объединения усилий. Скажем, 15 сентября в Новосибирске был подписан договор о создании «Сибирского научно-образовательного инновационного консорциума» между НГУ, НГТУ и СО РАН (подписан, надо сказать, без очевидно необходимой общественной огласки). Уже 21 сентября ректор НГУ Владимир Собянин от имени этого консорциума поехал в Москву подписывать меморандум о сотрудничестве с фондом «Сколково». Однако по непонятным для остальных участников консорциума причинам партнером фонда стал только НГУ.

И примеров такой «непримиримой дружбы» новосибирских университетов —  множество. Если те же томские вузы, каждодневно конкурируя между собой, для остального мира заключают нечто вроде «брака по расчету», объединяясь ради выгодных для себя целей в консорциум, новосибирская высшая школа пока далека от сотрудничества. И в состоянии решать лишь локальные задачи. «Если не назрела конкретная задача, я не вижу смысла консолидироваться с другими университетами. У нас, например, есть проект по медицине, и под эту задачу мы создали консорциум с НИИТО и НГМУ. И нам, в принципе, не нужна в этом проекте ни региональная власть, ни другие участники», — говорит Алексей Вострецов. Парадоксально, но новосибирские вузы более активно взаимодействуют с Томском, чем между собой. «В области выполнения больших проектов нам лучше работается с Томским госуниверситетом, чем с НГУ», — констатирует Вострецов. «С весны 2011 года наш университет запускает совместный с Томским университетом систем управления и радио­электроники проект по объединению усилий наших маркетологов и их техников в деле продвижения инновационных продуктов. К сожалению, новосибирские вузы, в том числе и НГТУ, от наших предложений о сотрудничестве отказались», — подтверждает мысль коллеги Сергей Смирнов.

Выгода вузов в краткосрочной перспективе понятна: это борьба за абитуриентов, бюджетные ресурсы. Но стратегически от такой борьбы в итоге проигрывают все, поскольку ни один вуз в современных условиях не может быть само­достаточным. «Пока партнерство вузов Новосибирска  не выгодный проект, а блажь романтиков. Хотя можно предложить целый ряд интересных ходов —  скажем, подготовка проектных команд на основе межвузовского взаимодействия, активная работа со школами, предоставление реальной автономии университетам. Словом, конечно, нужно сесть и договориться только с тем условием, что каждый будет готов меняться и всем это будет выгодно», — заключает Сергей Смирнов.

Между тем, к примеру, одной из важнейших частей проекта «ИНО Томск-2020» станет создание общего университетского кампуса. Задача этого непривычного для России пространства — формирование среды, в которой студенты могли бы получать качественное образование и иметь возможность для развития собственных идей. Чем не общая цель для всех вузов?

Важно создать среду

«Любая инициативная инновационная деятельность, по сути, является локальной, — говорит директор некоммерческого партнерства «Бизнес-Ангелы Сибири» Дмитрий Кукелко. —  Люди, работающие над продвижением одного проекта, должны иметь возможность общаться, регулярно встречаться, а это предполагает их 30–40-минутную доступность друг от друга. А это значит, что Сколково не является прямым конкурентом существующим научно-образовательным центрам. Это центр перераспределения ресурсов, но жить и трудиться инноваторы будут там, где созданы комфортные условия существования для них и их детей, где есть возможности профессионального и личностного роста. Вот над чем надо работать регионам —  над созданием среды. Ограниченный спрос на инновации, на что так любят ссылаться наши чиновники, является лишь одним из ограничений для их развития, причем главным образом —  на глобальном уровне, когда речь идет о миллиардных инвестициях. На локальном уровне борьба идет за людей».

В этом плане томичи действуют на острие атаки. Новосибирские же власти демонстируют обратное. Доходит до смешного. Андрей Линюшин рассказывает: «Нам губернатор четко обозначил, что тоннель под железной дорогой, резко улучшающий логистику для наукограда Кольцово, построят только тогда, когда в дополнение к уже имеющейся комфортной социальной инфраструктуре будет актуализирована инфраструктура научно-производственная, построен технопарк, гарантирующий, что поселок не превратится в спальный район Новосибирска». Кстати, об этом же «Эксперту-Сибирь» говорил мэр Кольцово Николай Красников.

Но если вдуматься, такой подход ведет в никуда. «Говорят о том, что Кольцово —  это уникальная территория, но на самом деле инновационной среды там нет. Судите сами —  это поселок на 11 тысяч человек, большинство из которых ездят на работу в Новосибирск и приезжают в Кольцово спать. Ведь настоящему инноватору там в реальности и поговорить о своих открытиях не с кем, как говорится, не с кем спорить до хрипоты. То же и в новосибирском Академгородке, где живет все больше людей, далеких от науки. А ведь именно эффект коммуникаций был положен, в частности, в проект Силиконовой долины», — говорит Сергей Смирнов. Неслучайно проектом второй очереди технопарка, старт реализации которой намечен на 2012 год, предусматривается возведение сначала арендного жилья —  чтобы была возможность обеспечить мобильность кадров, а не их оседание и «врастание» в территорию.

Очевидно, что только правительство Новосибирской области может выступить создателем такой комплексной программы развития территории, которая тесно свяжет существующие на ней очаги инновационной активности. Грамотное «инновационное районирование» агломерации сможет, погасив ненужную конкуренцию прежде всего за финансовые ресурсы, обеспечить бурный рост потенциального участника той региональной сети, которая неизбежно будет формироваться вокруг Сколково. Иначе Томск сможет спустя столетие взять реванш у Новосибирска за превращение из столицы Сибири в транспортный тупик на болотах. «В условиях локальности инновационных потенциалов и ограниченности ресурсов необходимо не просто иметь четкий план стратегического развития собственных преимуществ. Не менее важным является также наличие компетентной консолидированной команды и политической воли в продвижении инициатив… То, что как раз демонстрирует пример Томской области», — говорит Андрей Линюшин.

«ИНО Томск-2020» (Инновации, Наука, Образование) — текущее название проекта создания в Томске центра образования, исследований и разработок. Проект должен к 2020 году превратить город в современный интегрированный центр, состоящий из научных учреждений, площадок особой экономической зоны, университетов, студенческих кампусов, дорог, жилых микрорайонов и многочисленных объектов социальной инфраструктуры. Объем финансирования первой очереди (2010–2013 годы) составляет 68,4 млрд рублей, из них 40,2 млрд (58,7%) планируется привлечь из внебюджетных источников, остальное необходимо покрыть из федерального (33,6 млрд) и областного (6,5 млрд) бюджетов.

Важнейший компонент проекта — строительство и запуск всех необходимых элементов производственной, транспортной и социальной инфраструктуры. Так, создание комфортной среды обитания для всех участников проекта включает строительство нового микрорайона «Восточный», кампусов, рекреационных зон и крупных спортивных объектов. Производственная инфраструктура предполагает строительство нескольких новых офисно-производственных корпусов. В рамках проекта предусмотрены зоны перспективного развития площадью 380 га в границах Томской агломерации (Томск, Северск, Томский район). Параллельно предполагается создание новых, развитие начатых и выведение на рынок не менее 49 уже завершенных инновационных разработок по шести «прорывным направлениям» от энергосберегающих и нанотехнологий до рационального природопользования и фармацевтики.

В первой декаде марта 2010 года проект был отправлен для ознакомления в администрацию Президента РФ. 30 августа он рассматривался в Минэкономразвития РФ на межведомственном совещании. 1 октября в правительство был внесен проект постановления правительства по поддержке концепции и утверждению плана мероприятий, разработанного с участием Минэкономразвития.