Новый век российской колонии

20 декабря 2010, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Этот номер журнала «Эксперт-Сибирь» необычный не только потому, что является последним в уходящем 2010 году. Завершая первую декаду нового века, мы решили не мелочиться и попытались посмотреть, как стартовала Сибирь в начале второго тысячелетия?

Объять необъятное мы не старались — для этого не хватило бы полос в журнале, да и анализировать итоги десятилетия в широком отраслевом разрезе — дело не журналистов, а историков. Тем не менее, оглянувшись назад, мы обнаружили несколько интересных трендов, которые, очевидно, станут основой для будущих свершений.

Основной вывод состоит в том, что бизнес в Сибири, особенно крупный и частично средний, перестал быть локальным. Весомая часть оставшихся в наследство от времен советской индустриализации предприятий вошла в состав федеральных холдингов, зачастую контролируемых государством. Менее эффективные почили в бозе. Вновь созданные компании либо выгодно «продались», либо остановились в развитии из-за сложностей с выходом на другие рынки или слабых менеджерских навыков их основателей. Дальнейшее процветание Сибири, как и всей страны, возможно только за счет масштабного появления новых бизнесов, особенно тех, которые будут ориентированы на внутренний рынок, на удовлетворение текущих потребностей местных жителей. И здесь многое зависит от властей, пока еще мотивированных на «крупняк», а не на кропотливую работу с «середняками» и «малышами».

В последние годы сдвинулось с мертвой точки и строительство инфраструктуры — даже третий мост в Новосибирске, который казался несбыточной мечтой, возводится семимильными шагами. Только в будущем году на объекте освоят 3,5 млрд рублей. Развиваются аэропорты и вокзалы, да и с дорогами в городах и между ними ситуация меняется в лучшую сторону. Правда, до перелома еще далеко. Между тем современный образ жизни ставит общество в жесткие рамки: горизонтальные связи между регионами требуют современной инфраструктуры (автобанов, скоростных поездов, самолетов), потому что мобильность населения пока еще остается крайне низкой. В Сибири эти проблемы усугубляются климатическими особенностями и огромными расстояниями. Так что инвестиции в объекты инфраструктуры — направление, явно нуждающееся в усилении.

Еще один сдвиг — от точечной застройки к комплексному освоению территорий. В предстоящие годы именно это станет основным трендом. Слишком долго, да почти всегда, Сибирь осваивалась в геополитическом или индустриальном ключе. Города и поселки строились при комбинатах или станциях или же становились пунктами, необходимыми для «прикрытия границ телами». Сейчас все меняется. Проект «ИНО Томск-2020» — первый пример, доказывающий верность этого тезиса. Здесь явно не обойдется без ментального сдвига (см. «Иркутская агломерация: причины неудачи» на стр. 60), а также изменений законодательства (например, закрепляющих юридический статус «городских агломераций»). Но именно развитие городов, по оценке мэра Новосибирска Владимира Городецкого, все еще остающихся «советскими» (этот тезис глава самого развитого и крупнейшего в Сибири мегаполиса озвучил на Градостроительном форуме в начале этого года), их трансформация в интересах жителей, а не индустрии, становится сегодня важнейшим трендом. Особенно в тех немногочисленных «очагах инновационной активности», которые исторически сложились или возникли в последние годы в ряде регионов СФО, прежде всего в Новосибирске и Томске.

Не страшно, что Сибирь усилит свою роль сырьевого придатка страны. Действительно, трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан, от которой успешно защитили Байкал общественники и ученые, стала реальностью, сделав извлечение черного золота из целого ряда прежде слишком сложных для освоения месторождений Восточной Сибири рентабельным. А ведь сибирские недра еще не освоены до конца: ждет своего часа Ковыкта, начинает осваиваться Удокан, никак не обретет хозяина Сухой Лог. Только Кузбасс, похоже, близок к достижению потолка возможностей. В этом году здесь добудут 185 млн тонн угля — это очередной рекорд. Но дальнейший рост добычи — угля, нефти, газа, да чего угодно — без развития глубокой переработки и смежных высокотехнологичных производств чреват тем, что регион снова выжмут как губку. Такое развитие событий, к сожалению, вполне реально.

В книге современного писателя Андрея Рубанова «Хлорофилия» описано мифическое будущее, не слишком далекое, а потому сильно смахивающее на настоящее. В этом будущем Россия сжалась до пределов Москвы из-за сильно поредевшего населения. Сибирь была сдана в аренду Китаю, и на деньги, регулярно поступающие от трудолюбивого соседа, россияне будущего стали купаться в роскоши и наслаждениях. Расплата за гедонизм оказалась жестокой. Расплата за неверные решения в реальной жизни бывает еще жестче.