Инотомский прорыв

14 марта 2011, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Фото: Виталий Волобуев

Статьи, включенные в тему номера, стоит рассматривать в двух плоскостях. Первая — прикладная. Томск, сдавший свой водоканал в управление французской Veolia, совершил смелый поступок. Во-первых, стратегически важную для жизнеобеспечения города систему водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) отдал иностранцам. Во-вторых, отдал частному инвестору.

Многие крупные города на это до сих пор не решились. Да и не пытались: 70% водоснабжения и водоотведения в стране сегодня обеспечивают муниципальные унитарные предприятия (МУПы). Частный бизнес в этой отрасли пока представлен российскими операторами, крупнейшие из которых — «Росводоканал», «Российские коммунальные системы» и «Евразийский». Мы не проводили анализ эффективности управления водоканалами в городах Сибири. Хотя очевидно, что частной «коммуналки» в России должно быть больше. Без нее запущенную отрасль не поднять: по оценке Минрегиона, износ основных фондов ЖКХ в стране превышает 60% , и только на доведение их до нормативного состояния требуется более 6 трлн рублей. У государства таких денег нет.

Поэтому к частным инвесторам власть начинает поворачиваться лицом. Поправки в закон «О концессиях» приняты летом прошлого года. В весеннюю сессию Госдума рассмотрит законопроект «О водоснабжении и водоотведении», который поможет решить компаниям проблемы с надзором за очисткой воды и сточных вод. Заканчивается разработка методик по установлению долгосрочных тарифов (главный источник реновации сетей): пока они меняются ежегодно, операторы не могут планировать долгосрочные инвестиции. Также необходимо завершить регистрацию «бесхоз­ного» имущества — сетей, которые с советских времен документально не оформлены ни за каким собственником. А значит, де-юре не являются объектами для инвестирования.

Но очевидно, даже бюджетных средств и денег всех российских операторов для коренной модернизации ЖКХ не хватит. Значит, спасти наши «трубы» без привлечения иностранцев не получится. Тем более что за границей накоплен богатый опыт управления коммунальным хозяйством и опробованы современные технологии. В Томске давно поняли верность этого тезиса. В этом уникальность: по сути, здесь, в сибирской глубинке, сейчас начинается реализация большого и сложного эксперимента. Уже стали очевидны законодательные препоны: например, иностранцам пока закрыт доступ к информации о системах ВКХ в крупных городах (она считается гостайной). Но если эксперимент пройдет удачно, зарубежные инвестиции в российскую коммуналку станут реальностью.

Вторая плоскость — стратегическая. Очевидно, что в стране — пока, конечно, не повсеместно — начинают осознавать необходимость коренной трансформации городских пространств. Созданные в советские времена города заметно обветшали и потому нуждаются в масштабном обновлении. Для успеха нужно немного: выбрать адекватную цель и под нее выстраивать программу развития. Если Сочи и Владивостоку такие программы, по сути, навязаны сверху, то другим городам приходится действовать в меру способностей местных элит. В лидерах пока Пермь, которая собирается стать культурным центром Европы, да Казань, перекраивающая свою территорию под Универсиаду-2013, а в долгосрочном плане, под студентов (не зря ведь здесь создан Приволжский федеральный университет).

Томск — безусловный лидер этих процессов в Сибири. Город понимает свое предназначение (главный инвестор здесь тоже — студент): оно прописано в проекте «ИНО Томск-2020». И движется к выбранной цели с крейсерской скоростью. Деньги на свою трансформацию томичи ищут везде — в федеральном бюджете, российских компаниях, а также за границей, в том числе такой далекой, как Австралия. Причем с иностранными инвесторами стараются разговаривать на их же языке, осознавая, что инновационный потенциал города они оценят по достоинству — в силу того, что западные компании более падки на ноу-хау, кои на томской земле делать научились.

Один из иностранных инвесторов в разговоре с «Экспертом-Сибирь» удивлялся: в России, говорил он, любят строить выставочные центры, этакие мини-ВДНХ, «раскидывают» их по всей стране. Построят — и ждут, когда туда придут инвесторы. Томичи не ждут — они сами идут навстречу, предлагая не абстрактные преимущества, данные им природой или историей, а конкретные и четко проработанные проекты. Вполне приземленного плана — от оборудования сети остановок общественного транспорта до строительства общеуниверситетского студенческого кампуса. Думается, другим городам Сибири пора брать пример с Томска. Иначе он свой прорыв вскоре капитализирует в отрыв.