Вперед и с песней!

Роман Троценко получил полный контроль над главными воздушными воротами Сибири, выкупив госпакет акций новосибирского аэропорта Толмачево

Троценко знает, сколько средств и сил ему необходимо для развития Толмачево

Очередная попытка продать госпакет (51%) акций аэропорта Толмачево (расположен в пригороде Новосибирска — городе Оби), предпринятая Росимуществом 3 марта, увенчалась успехом. В торгах принимали участие шесть компаний и одно физлицо, но основная борьба развернулась между структурами холдинга «Новапорт», который с 2003 года владеет 38% акций аэропорта и принадлежит главе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роману Троценко, и группой «Ренова» Виктора Вексельберга, в которую входит аэропорт Екатеринбурга Кольцово и с недавних пор международный аэропорт Нижнего Новгорода (МАНН) Стригино. Интересы группы на торгах представлял гендиректор Кольцово Евгений Чудновский.

В ходе торгов было сделано 138 шагов, победителем стало ООО «Комплекс АэроСервис», которое в торгах не участвовало, но предложило конечную цену 2,805 млрд рублей. Таким образом, начальная цена госпакета — 1,1 млрд рублей — выросла более чем в 2,5 раза. По данным «Интерфакса», «Комплекс АэроСервис» возглавляет Ирина Дорикова, в 2010 году параллельно руководившая компанией «Речников Инвест» — «дочкой» Московского судостроительного и судоремонтного завода, который, также как и «Новапорт», входит в группу AEON Corporation Романа Троценко.

Таким образом, руководитель ОСК получил полный контроль над главной воздушной гаванью Сибири и карт-бланш на ее ускоренное развитие, конечная цель которого — превратить Толмачево в крупнейший и безальтернативный авиахаб на Востоке России. «Если бы Вексельберг вы­играл, мог бы начаться затяжной конфликт акционеров из-за разногласий по поводу того, как дальше развивать объект. Сейчас же у собственника есть возможность последовательно реализовывать программу развития, принятую ранее и уже набравшую ход», — кратко и ясно объяснил суть события глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Никто не остался в накладе

Росимущество может гордиться собой — ему наконец-то удалось продать госпакет, да еще и по очень хорошей цене. Учитывая, что за 18 лет государство вложило в развитие аэропорта 3 млрд рублей, в основном в строительство второй взлетно-посадочной полосы (ВПП-2, запуск состоялся летом прошлого года), сумма, которую обязалось выплатить за акции ООО «Комплекс АэроСервис», почти покрывает эти затраты. Впрочем, аналитики считают, что при определенном раскладе Росимущество могло выручить за столь привлекательный актив и больше денег.

Как отмечал журнал «D`», бумаги аэропорта Толмачево на биржевом рынке не обращаются, поэтому минимальная капитализация аэропорта по котировкам RTS Board (2,4 млрд рублей) составляет почти половину от стоимости его чистых активов (4,55 млрд рублей). Эта оценка не учитывает, что компания динамично растет и приносит доход акционерам. Так, выручка Толмачево в прошлом году от всех видов деятельности превысила 5 млрд рублей, а чистая прибыль достигла рекордной отметки в 180 млн рублей (ее решено направить не на дивиденды, а на инвестиции). Очевидно, капитализация Толмачево должна превышать сумму его чистых активов. Однако государство повело себя скромнее. По оценке «D`», Росимущество почему-то попросило за одну обыкновенную акцию аэропорта всего 348,39 рубля (при переводе в биржевые цены), хотя инвесторы готовы были заплатить за бумагу в RTS Board и 450 рублей. Цена госпакета не включала и премию за продажу контроля над предприятием. Речь, напротив, шла о дисконте 22% к котировкам на обыкновенные акции и скидке 55% к сумме чистых активов. Тем не менее, по оценке соруководителя аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрия Адамидова, государство в накладе не осталось. Хотя бывало и лучше: в 2006 году компания «Стратегия-Юг» заплатила за 100% акций аэропорта Сочи 5,5 млрд рублей (при стартовой цене в 3,5 млрд), на 55% больше стоимости чистых активов предприятия. На этом фоне аэропорт Толмачево мог быть оценен и в 7,15 млрд рублей.

При этом сделка в конечном итоге оказалась выгодна и для инвестора. Недавно та же «Ренова» (через ОАО «Аэропорт Кольцово») за контроль над 73,621% акций МАНН с пассажиропотоком примерно 300 тыс. человек в год и отсутствием базовой авиакомпании обязалась вложить в его развитие около 2,7 млрд рублей в течение пяти лет. Тогда как Толмачево, пассажиропоток которого за прошлый год превысил докризисные показатели, составив 2,262 млн человек (к 2009 году рост — 25%, к 2008 году, когда был установлен рекорд постсоветской истории аэропорта, — всего 5%), был оценен в целом в 5,6 млрд рублей. К тому же здесь базируется авиакомпания «Сибирь» — одна из крупнейших в стране (правда, в последние годы перевозчик, очевидно, сконцентрировался на Москве и в Оби остается чисто формально).

Другими словами, Троценко получил полный контроль над жемчужиной в коллекции «Новапорта», по оценке аналитика «ВТБ Капитал» Георгия Тараканова, с дисконтом в 20%. «Вернуть вложенные средства будет нелегко, но зато сейчас покупатель получает полный контроль над объектом. У Толмачево хорошие перспективы развития, наращивания объемов перевозок», — считает Олег Пантелеев. В «Новапорте» не комментируют, из каких средств будет оплачена стоимость госпакета.

Возможно, именно Нижний Новгород и виноват в том, что «Ренова» решила сойти с дистанции. О своих стратегических планах по созданию нового аэропортового холдинга группа объявила в начале февраля, одержав победу в конкурсе на модернизацию Стригино. В сообщении «Реновы» подчеркивалось, что она прорабатывает возможность участия в управлении и модернизации аэропортов Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда и Новосибирска. «Аэропорт пустой. В него не входит ни топливно-заправочный комплекс, ни отель, ни кейтеринговая компания. Толмачево — это два терминала и право аренды взлетно-посадочных полос», — заявил Чудновский в интервью «Коммерсанту», комментируя проигрыш «Реновы» в аукционе. Аренда только новой ВПП, кстати, стоит около 150 млн рублей в год, при этом, как признают в руководстве аэропорта, собственный денежный поток она пока не генерирует.

Покупка контроля обернулась бы для «Реновы» большими рисками. Прежде всего победителю пришлось бы выставить обязательную оферту миноритарю — то есть потратить еще как минимум 1,3 млрд рублей на выкуп пакета, принадлежащего «Новапорту». Кстати, по данным источника «Эксперта-Сибирь», за такую цену Троценко свой пакет, скорее всего, не продал бы. Ведь «Новапорт» с 2003 года вложил в аэропорт более 1,5 млрд рублей (был построен грузовой терминал, реконструированы аэровокзалы внутренних и международных авиалиний). Наличие столь сильного миноритария, имеющего свой взгляд на развитие предприятия, могло привести к конфликтам, тем более что «Ренова» владеет более крупным аэропортом Екатеринбурга. В результате контроль над аэро­гаванью Новосибирска, пока по многим показателям уступающей Кольцово, стоил бы «Ренове» фантастических затрат, о сроках окупаемости которых лучше даже не задумываться.

Что дальше?

«Новапорт» получил все рычаги для дальнейшей работы над своим основным активом. Размер общей программы развития Толмачево до 2025 года составляет 20 млрд рублей. В «Новапорте» не уточнили, реализация каких проектов теперь будет ускорена, но цель холдинга известна и понятна — превратить Толмачево в мощный авиационный хаб не только российского, но и международного значения. «Все усилия руководства предприятия при поддержке акционеров будут направлены на расширение географии полетов, увеличение грузоперевозок, повышение качества обслуживания пассажиров. Приватизация предприятия позволяет привлечь дополнительные финансовые средства для реализации производственных и социальных программ, является следующим шагом на пути осуществления крупных стратегических проектов, которые позволят выйти аэропорту на принципиально новый уровень предоставления широкого спектра услуг», — отметил генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин.

«У аэропорта хорошие перспективы благодаря географическому положению», — поясняет Георгий Тараканов. Поскольку и в России, и в Европе в настоящее время ощущается дефицит дальнемагистральных самолетов, новосибирский аэропорт получает шанс стать крупнейшим транзитным пунктом между Европой и Азией по обслуживанию среднемагистральных воздушных судов, в том числе российского SSJ 100. Пока в структуре общего пассажиропотока доля транзитных пассажиров не превышает 10%. Однако, уверен Бородин, ее можно как минимум утроить.

По его оценке, в текущем году через аэропорт пройдет около 2,5 млн пассажиров, к 2012 году цифра может перевалить и за 3 млн. Для этого менеджмент аэропорта стремится максимально расширить маршрутную сеть. В прошедшем году было открыто около полусотни новых маршрутов, в том числе десять — в новые города, которых не было в прежнем расписании. В планах на год текущий открыть полеты в Киев, Токио, Сеул, а также Сидней. Преференций для перевозчиков Толмачево не вводит, все поставлены в равные условия, но не все готовы летать через Новосибирск. Кому-то не хватает самолетов, кто-то боится рисковать. К примеру, пока в Толмачево не работают дискаунтеры, хотя ведутся переговоры с «Авиановой» (по предварительной договоренности, она может начать летать из Новосибирска летом 2012 года).

Зато грузовые авиакомпании аэропорт заманивает всеми способами. С 15 сентября Толмачево сократит стоимость наземного обслуживания перевозчикам, совершающим здесь технические посадки. По итогам прошлого года аэропорт на 19,2% нарастил число грузовых самолетовылетов и на 17,6% — объем обработанных грузов. Через Новосибирск стали летать China Cargo, Aeroflot Cargo и «Полет». А 2 февраля первую техническую посадку здесь совершил вылетевший из Шанхая Boeing 747-400SF авиакомпании Air Cargo Germany. Дальнейшие возможности для наращивания доходов от грузоперевозок: улучшение сервиса (особенно для иностранных компаний) и развитие инфраструктуры. В марте планируется запустить в эксплуатацию первую очередь нового грузового терминала (мощностью свыше 50 тыс. тонн грузов в год), чуть позже — станцию линейного технического обслуживания для воздушных судов типа Boeing 747 и MD-11 (ее стоимость — 19 млн рублей). В наступившем сезоне Толмачево рассчитывает привлечь не менее 10 грузовых авиакомпаний, в том числе ULS Cargo, Cargolux, UPS, Cargoitalia, FedEx, Great Wall Airlines.

Занимается Толмачево (как и Кольцово) развитием направления пребывающих в анабиозе региональных перевозок. В прошлом году в сотрудничестве с компаниями «Томскавиа» и «Ангара» были открыты рейсы в Томск, Омск и Горно-Алтайск. Бородин рассчитывает, что в текущем году (максимум к весне будущего) Толмачево свяжет все города СФО. Причем в данном случае аэропорт выступает не только в традиционной для себя роли площадки для взлета и посадки самолетов, но и делит с перевозчиками часть рисков, помогая им пережить этап становления маршрутов. Впрочем, Александр Бородин уже признал, что без субсидий из региональных бюджетов развивать такие перевозки будет невозможно.

Стратегическая мечта Романа Троценко — либо провести IPO, либо продать «Новапорт» целиком. Сегодня холдинг управляет, кроме Толмачево, аэропортами Барнаула, Томска, Челябинска, Читы и Астрахани. «Собственники не скрывают, что их задача — развитие бизнеса для последующей перепродажи. Но в свете итогов аукциона в ближайшее время такой вопрос вряд ли возникнет», — считает Олег Пантелеев. Он также уверен, что Толмачево сейчас имеет все шансы стать крупнейшим и безальтернативным аэропортом в регионе. Тем более что его ближайший конкурент внутри страны — Красноярск — заметно отстал в реализации некогда грандиозного плана по развитию аэропорта Емельяново. Создание там особой экономической зоны портового типа вообще приостановлено, власти Красноярского края обещают найти частного инвестора к лету (без него государство не выделит бюджетных средств). В этих условиях Новосибирск, имеющий более выгодное географическое положение, без борьбы получает свой лавровый венок.