Глобальные проблемы

Русский бизнес
Москва, 25.04.2011
«Эксперт Сибирь» №15-16 (293)
Сибирский рынок аудита и консалтинга ждет прихода еще одного мирового гиганта — PricewaterhouseCoopers. Местные игроки опасаются за свою клиентуру и подозревают государство в лоббировании интересов глобальных компаний

Согласно исследованию, проведенному журналом «Эксперт-Сибирь», в 2010 году рынки консалтинга и аудита в Сибири динамично росли. Доходы от консалтинга увеличились на 26%, от аудита — на 15%, а выручка компаний в целом— на 21%. Однако на круглом столе «Аудит и консалтинг в Сибири: новые игроки и перспективы», который прошел в отеле DoubleТree by Hilton в Новосибирске 19 апреля, выяснилось, что, несмотря на радужные цифры, у местных игроков мало поводов для оптимизма. Особенно у тех, которые сегодня вынуждены подстраиваться под резкие изменения законодательства, сопоставлять ценники с прайс-листами демпингующих конкурентов и готовиться к оттоку заказов в связи с укреплением в регионе позиций «большой четверки» (в июне к присутствующим на сибирском рынке KPMG и Ernst&Young присоединится PricewaterhouseCoopers, а всего этим компаниям вместе с Deloitte&Touche принадлежит порядка 40% российского рынка).

В консалтинг вернулись деньги

В прошедшем году сибирские консультанты чувствовали себя неплохо. Распространенные после откровенно неудачного 2009 года пессимистичные прогнозы, согласно которым бюджеты в консалтинг должны были вернуться не раньше 2013 года, не оправдались. Клиенты снова стали активно заниматься вопросами управления, налогообложения, права и ИТ-безопасности. «Бизнес, который в кризис успел перестроиться, поймать волну изменений и не умерить амбиций, осознал, что сейчас удобный момент активно развиваться. Однако делать этого он пока не умеет, отсюда и рост обращений к консультантам», — говорит генеральный директор и совладелец новосибирского филиала компании «Инталев-Сибирь» Марина Гуляева.

Генеральный директор «Сибирской Юридической Компании–Аудит» Анна Левенсон  подтверждает востребованность юридического консалтинга: «Мы живем в стране с динамично развивающимся законодательством, где 80% налоговых споров разрешаются в суде, причем статистика не в пользу налогоплательщиков. В США, для сравнения, эта цифра составляет всего 5%. Наше государство давит судебную систему, чтобы поставить бизнес в зависимое положение, не давая возможности компромисса. Плюс коммерческие споры, которые никто не отменял — в основном они связаны с самодеятельностью в сфере заключения и исполнения договоров».

При этом участники круглого стола заметили, что заказчики, хоть и активизировались, стали вести себя более осмотрительно, чем в докризисную эпоху — крайне избирательно подходить к выбору исполнителей и максимально четко формулировать задачи. Директор компании «ИнфоСофт» Михаил Пясковский  считает, что лидерам рынка в таких условиях работать стало даже легче: «Раньше многие просили сделать «что-нибудь», не понимая толком, какого эффекта они ждут от проекта. Отсюда возникало недопонимание и взаимное недовольство. Теперь люди начали считать деньги и вести себя по-взрослому». Консультанты отметили, что сейчас сплошь и рядом наблюдается ситуация, которую в прошлом невозможно было вообразить — клиенты стали оспаривать ценник и требовать скидок. И это на фоне общего снижения цен!

Три из четырех

Впрочем, сегодня консультанты и аудиторы склонны считать скупость клиентов своим конкурентным преимуществом в борьбе с глобальными компаниями. Уже летом в СФО будут представлены три участника «большой четверки»: помимо KPMG и Ernst&Young, здесь появится PricewaterhouseCoopers. Хотя данные о расценках этих компаний строго засекречены, сибирские игроки считают, что услуги глобальных сетей обойдутся потребителю минимум в четыре раза дороже местных. Поэтому, уверен руководитель Новосибирского территориального отделения НП ААС Сергей Жуков, «приход еще одной фирмы из «большой четверки» не изменит ничего, у нас не готовы платить бешеные деньги за громкое имя». «Кроме того, эти компании практикуют подход, чуждый сибирскому бизнесу. «Четверка» делает работу технологично, но слишком формально и без учета человеческого фактора, а у нас аудиторская проверка нередко совмещается с консультированием, с помощью клиентам», — подчеркивает Жуков.

Представители «крупняка», конечно, уверены, что найдут свое место под солнцем. «Согласно нашей оценке, даже если вся «большая четверка» откроет здесь офисы, а скорее всего, рано или поздно это и произойдет — проектов хватит для всех компаний. C одной стороны, мы осознаем высокую конкуренцию на рынке СФО, с другой — надеемся достичь экономии на издержках за счет локализации нашего бизнеса в регионе. Таким образом, мы планируем предлагать наши услуги по конкурентным ценам, сохраняя при этом их высокое качество», — говорит руководитель еще не открывшегося офиса PricewaterhouseCoopers в Новосибирске Алексей Фомин. Управляющий партнер Сибирского регионального центра KPMG Игорь Токарев соглашается: «Рынок растет, растет и конкуренция между игроками, от чего клиенты только выигрывают». KPMG, кстати, даже открыла второй офис в Сибири — в Красноярске (в Новосибирске компания работает уже около пяти лет).

Аудит под гнетом закона

При общем подъеме отраслей экономики аудиторам не стало легче. Участники круглого стола единодушно отметили, что все законодательные инициативы направлены на уменьшение количества участников аудиторского рынка. Главным камнем преткновения стал ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», согласно которому с 1 января 2010 года непременным условием для аудиторов (как физических, так и юридических лиц) стало вступление в саморегулируемые организации (СРО). На территории РФ таких СРО в настоящий момент насчитывается всего шесть, при этом все они расположены в Москве. Членство в таких некоммерческих партнерствах, разумеется, небесплатное. При этом Сергей Жуков считает, что саморегулирования как такового в законе не предусмотрено. «Парадокс: Минфин спустил нам сверху жесткие нормы и порядки, а потом сказал, что теперь мы должны вырабатывать правила совместной работы самостоятельно», — сетует он. Анна Левенсон соглашается, что СРО провалили свою основную функцию — лоббирования интересов своих членов: «Сейчас требуется, чтобы собственник аудиторской организации был аттестованным аудитором. С точки зрения права, совершенно непонятно, на что опирается это требование. Казалось бы, шесть организаций с большим количеством членов не должны допустить такой ситуации».

Кроме того, ФЗ № 307 обязывает аудиторов в течение трех лет пройти 120 часов обучения в учебно-методических центрах, привязанных к СРО, и сдать соответствующие экзамены. Стоимость обучения одного аудитора составляет 6–10 тыс. рублей. «Мы дважды прошли процедуру аттестации, причем оба раза давали одни и те же ответы на вопросы. Сначала нас «срезали», потом поставили «отлично». У нас не готовы к продлению аттестатов, нет специалистов и стандартов контроля качества. Взяли на себя технические функции, а что с ними делать — не знают», — рассказывает Анна Левенсон. Наконец, закон обязывает аудиторов в 2012 году подтвердить свою аттестацию — в противном случае им не будет позволено подписывать аудиторские заключения. В рамках аттестации аудиторам предстоит сдать экзамены по предметам «Бухгалтерский учет и отчетность в банковской сфере», «Бухгалтерский учет и отчетность в небанковской сфере» и «Аудит». Сдача каждого экзамена — 10 тыс. рублей. Участники круглого стола согласились, что аттестация в их профессии важна, однако сдавать экзамены по предмету, который не имеет прямого отношения к их деятельности, они не согласны. «Зачем мне, никогда не занимавшейся банковским аудитом, учить этот раздел и сдавать по нему экзамен? Только чтобы УМЦ получил с меня дополнительный доход?» — недоумевает Анна Левенсон.

Не больше энтузиазма вызывает у игроков рынка и пресловутый ФЗ № 94 о госзакупках, согласно которому аудит должен проходить на условиях открытого конкурса, выигрыш в котором зависит не от качества предоставляемой услуги, а от ее стоимости. «Чтобы выиграть конкурс, нужно заявить как можно меньшую сумму, — говорит Сергей Жуков. — Допустим, проверка крупного объекта фактически стоит 600 тыс. рублей. Сюда входит зарплата специалистов, командировочные и так далее. Однако конкурс выигрывают те, кто поставил в заявке цену 200 тыс. рублей, а за такие деньги ни о каком качестве работы речи быть не может. Закон подталкивает аудиторов к демпингу».

Куда идти?

В несправедливости законов аудиторы винят «большую четверку» и лично директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина РФ Леонида Шнейдмана, который, как известно, являлся партнером PricewaterhouseCoopers. «Сейчас идет зачистка рынка. Надо искать, кому выгодно — в аудите это «большая четверка» и их ставленник. При таком раскладе рассчитывать на то, что в законодательстве примут изменения, при которых региональные рынки смогут дышать свободно, бесполезно», — прямо говорит генеральный директор аудиторской фирмы «Финансы-Н» Виталий Сапелкин.

Поэтому участники регионального рынка всерьез готовят пути отступления. «Из-за демпинга стоимость аудиторских услуг уменьшилась в 2,5 раза, — говорит Сергей Жуков. — Обязанности при этом повысились. Сегодня специалисты должны провести десять дней на предприятии и пять у себя, чтобы подготовить заключение. Аудиторы вынуждены уходить в бухгалтерию и финансовый консалтинг». Директор компании «Лидер-Аудит» Екатерина Алабужева соглашается: «Рост в аудите сегодня возможен только за счет развития и продвижения консалтинговых услуг». Однако коллеги высказали опасения, что аудиторские компетенции для консалтинга не подойдут. «Я видела аудиторов, которые попытались уйти в консультанты, — рассказывает Анна Левенсон. — К сожалению, многим из них не хватило коммуникативных навыков и умения быстро переключаться с одной задачи на другую — а в консалтинге эти качества очень важны».

Лидеры в предоставлении аудиторских услуг
Лидеры в предоставлении консалтинговых услуг
Ренкинг аудиторско-консалтинговых компаний сибирского региона по итогам 2010 года

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №15-16 (293) 25 апреля 2011
    Импортозамещение
    Содержание:
    Свое против завозного: пока проигрываем

    Пищепром, химия, машиностроение — основные отрасли, потенциал импортозамещения в которых может стать основой для роста новых бизнесов, ориентированных на удовлетворение существующего внутреннего спроса

    Реклама