Детский вопрос

Повестка дня
Москва, 11.07.2011
«Эксперт Сибирь» №26-27 (298)

Фото: Виталий Волобуев

Производители товаров для детей провели объединительный съезд в Новосибирске и создали Межрегиональный союз производителей товаров и услуг для детей.

Производителей детских товаров и услуг становится все меньше: с кризисного 2008 года их количество сократилось в пять раз. Самые стойкие представители «детского сектора» начали борьбу за место под солнцем, вооружившись прошло­годним посланием президента РФ Дмитрия Медведева, объявившего поддержку детства одним из стратегических приоритетов государства. При содействии Общественной палаты РФ, НП «Агентство взаимодействия бизнеса и власти» и аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибири Виктора Толоконского в Новосибирске прошел первый Сибирский съезд производителей товаров и услуг для детей.

По словам исполнительного директора Межрегионального союза производителей товаров и услуг Вероники Волковой, в ходе подготовки съезда состоялись переговоры с 443 производителями товаров и услуг для детей из регионов Сибири, Дальнего Востока и Урала. Соглашение о поддержке и развитии сегмента товаров и услуг для детей подписали 35 компаний, более половины из которых относятся к крупному и среднему бизнесу. «Общее же их число с трудом поддается учету, так как даже администрации регионов, участвовавшие в подготовке съезда, не располагают сколько-нибудь полной информацией о состоянии данного сегмента. Поэтому говорить о динамике сегмента, существовавшей до послания президента, можно только очень приближенно. Но по отзывам участников этого рынка, в последние два-три года их число стремительно сокращается — в отдельных регионах даже в три–пять раз. Сказался и кризис, и изменения в налогообложении, и длительное отсутствие внимания со стороны государства, и маркетинговая активность зарубежных компаний».

Главный враг отечественных производителей, конечно, Китай. Российский рынок заполонен игрушками и детской одеждой китайского производства, конкурировать с которыми местным товарам очень сложно. Широко известный факт: большинство детских товаров в КНР производятся в исправительных учреждениях, где работа не стоит почти ничего, в связи с чем себестоимость оставляет большой зазор и для логистики, и для качественного маркетинга даже на иностранных рынках. Организаторы съезда сочли, что для изменения ситуации в пользу отечественных производителей требуется многое. Но прежде всего необходимо переставить акценты в экономической политике государства, сделать так, чтобы наши производители смогли работать как минимум в равных условиях с зарубежными конкурентами. Самим игрокам рынка необходимо также объединять усилия для лоббирования отраслевых интересов, аналитических исследований и общего повышения конкурентоспособности.

Пока эти шаги не предприняты, нельзя говорить даже о существовании брендов «российская игрушка», «российская школьная форма». Их просто нет, поэтому даже локальные успехи тех или иных мелких региональных игроков общей картины изменить не смогут. «Сейчас разрушена преемственность игрушечного промысла, национальная самобытность игрушки, причем не только русской. Игрушка стала унифицированной, безликой», — рассказала председатель НФ «Сибирский вернисаж» Анна Наволоцкая. Аналогичная ситуация и с другими товарами для детей.

По итогам съезда было официально объявлено о формировании Межрегионального союза производителей товаров и услуг для детей. Вероника Волкова рассказала, что главные функции созданного союза — всесторонняя независимая экспертиза и сертификация качества детских товаров и услуг с соответствующими рекомендациями по итогам; дотендерная оценка всех параметров как предлагаемой продукции, так и самих производителей — их устойчивости, технологичности процессов, менеджмента, маркетинга. «Именно дотендерная оценка позволит «отсекать» на первом этапе недобросовест­ных производителей товаров и услуг для детей. Необходимо полностью исключить риски повторения ситуаций с отравлением детей школьным питанием или болезнями из-за использования недоброкачественных игрушек», — отметила Волкова. По словам организаторов съезда, условия, необходимые для реализации этих инициатив, уже соблюдены — союз включает более сотни компаний из разных регионов, что уже само по себе заметная сила, особенно в предвыборное время.

Доктор социологических наук член Общественной палаты РФ Надежда Вавилина заверила участников съезда, что вновь созданный союз будет лоббировать интересы только отечественных производителей. И кроме того, осуществлять функции саморегулирования рынка: «Как минимум, участникам рынка будет оказана помощь в проведении отраслевых исследований, более адекватной оценке потребностей и ресурсов, взаимодействии с госструктурами. Уже сейчас формируется отраслевая карта потребностей каждого региона в тех или иных детских товарах; утверждены девять целевых программ, в рамках которых объединяются усилия производителей и ведущих экспертов. Кроме того, мы формируем и портрет целевого получателя господдержки, чтобы она была адресной и не уходила в некую бездонную прорву, а давала конкретные и оценимые результаты».

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №26-27 (298) 11 июля 2011
    Экология
    Содержание:
    Идеология чистого города

    Города Сибири могут избавиться от обреченности быть самыми грязными поселениями в стране. Но для этого нужны не только миллиардные вложения национальных корпораций, но и закрепление в обществе «идеологии чистого города»

    Реклама