Хрупкая самостоятельность

Повестка дня
Москва, 11.07.2011
«Эксперт Сибирь» №26-27 (298)

Восточно-Сибирская государственная академия образования (ВСГАО, Иркутск) получила нового исполняющего обязанности ректора — завкафедрой педагогики вуза Елену Федотову. Таким образом, фактически Министерство образования и науки России выполнило требования педагогического коллектива, который не признал назначения на пост ректора выходца из Иркутского государственного лингвистического университета Юлию Маланину.

Предпосылки для конфликта возникли еще весной этого года. Согласно уставу вуза и действующему законодательству ученый совет 24 марта подвел итоги выдвижения кандидатур на пост ректора академии, поскольку трудовой договор занимавшего тогда этот пост Александра Гаврилюка (он возглавлял вуз с 1996 года) заканчивался 14 июня. Утвержденных ученым советом кандидатур было три — действующий ректор, декан естественно-географического факультета Владимир Подковыров и завкафедрой физики Александр Семиров. Однако в апреле стало известно, что Минобрнауки РФ не утвердило ни одну из этих кандидатур. А в июне, сразу после окончания трудового договора Гаврилюка, на пост исполняющего обязанности ректора неожиданно для коллектива была назначена Юлия Маланина. Новый руководитель сразу был воспринят в штыки как ученым советом, так и остальным коллективом, о чем свидетельствует открытое письмо на имя губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, опубликованное 17 июня — к документу прилагались 52 страницы подписей преподавателей и студентов. «Ученый совет академии срочно собрался 16 июня на внеочередное заседание, на которое пришла и Ю. Н. Маланина в сопровождении В. П. Щербака (Василий Щербак — директор департамента науки и высшей школы Иркутской области. — Ред.). Ответы на заданные ей вопросы продемонстрировали полную некомпетентность Ю. Н. Маланиной в вопросах руководства учебной и хозяйственной деятельностью. Ю. Н. Маланина также заявила, что побудительной причиной согласия на занимаемую должность было удовлетворение ее личных амбиций», — говорится в открытом письме.

В тексте прямо говорилось о том, что кандидатура Маланиной была согласована с областной администрацией, что, кстати, на следующей день подтвердили в пресс-службе регионального правительства, объяснив это тем, что Маланина рассматривалась на пост ректора Лингвистического университета еще в ноябре 2010 года. В тот же день активисты коллектива ВСГАО заявили об организации пикетов, которые состоялись в Иркутске в конце июня. 20 июня Дмитрий Мезенцев заявил, что намерен провести переговоры с министерством образования и поддержать кандидатуру Александра Гаврилюка. А уже после назначения на пост исполняющего обязанности ректора Елены Федотовой губернатор встретился с коллективом и заверил ученый совет ВСГАО в дальнейшей поддержке вуза.

Главную причину разросшегося конфликта сразу после своего увольнения назвал сам Гаврилюк. По словам бывшего ректора, смена руководства имела одну цель: присоединить ВСГАО к Иркутскому государственному техническому университету. Новый глава академии должен был провести это слияние. Пример в Сибири уже имеется, причем проходило все по точно такой же схеме. В конце 2010 года заканчивались полномочия ректора Омского государственного педагогического института, федеральный центр не поддержал ни одного из семи предложенных коллективом вуза кандидатов. В результате было принято решение присоединить педагогический вуз к Омскому госуниверситету.

Идея слияния педагогических вузов с классическими или даже техническими не нова. Впервые ее озвучил президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию в 2009 году, отметив, что педагогические вузы должны быть преобразованы либо в факультеты классических университетов, либо в крупные базовые центры подготовки учителей. В апреле этого года на всероссийском съезде учителей истории и обществознания эту мысль развил глава администрации президента Сергей Нарышкин. Связывают это с общим падением количества школьников в стране и в Сибири в частности (см. график). Соответственно снизилось и количество общеобразовательных учреждений (за последние пять лет количество школ в СФО уменьшилось с 10 тысяч до 8,3 тысячи). Но в 1990-е число специализированных педагогических вузов в Сибири и так сократилось практически вдвое — на базе Тувинского, Хакасского, Бурятского и Горно-алтайского педагогических институтов были созданы классические университеты. В результате в 2000-е эти территории стали испытывать серьезные проблемы с нехваткой учителей и начали развивать систему целевого набора в соседних регионах, где педагогические вузы были сохранены.

Количество обучающихся в учреждениях общего образования в СФО

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №26-27 (298) 11 июля 2011
    Экология
    Содержание:
    Идеология чистого города

    Города Сибири могут избавиться от обреченности быть самыми грязными поселениями в стране. Но для этого нужны не только миллиардные вложения национальных корпораций, но и закрепление в обществе «идеологии чистого города»

    Реклама