Маленький Толмачево

Русский бизнес
Москва, 11.07.2011
«Эксперт Сибирь» №26-27 (298)
Аэропорт Горно-Алтайска может быть передан профессиональной управляющей компании. Например, «Новапорту»

Генеральный директор ОАО «Сибмост» Владислав Кошкин сообщил «Эксперту-Сибирь» о планах компании по развитию приобретенного мостостроителями в конце прошлого года ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск». Та сделка осталась загадкой, прежде «Сибмост» отказывался от любых комментариев по этому поводу. По словам Кошкина, компания вложилась в непрофильный для нее актив потому, что увидела перспективы его развития, которое, конечно, зависит от многих факторов: успешно завершенной реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) и строений аэропорта, усилий алтайских чиновников по масштабному пиару туристических возможностей региона и возможного субсидирования перелетов, а также интереса перевозчиков к новой площадке. Пока «Сибмост» инвестирует в новый актив собственные средства. Но в компании не исключают, что в ближайшее время аэропорт будет передан в управление ООО «Новапорт», входящему в AEON Corporation президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко (сегодня «Новапорт» управляет новосибирским аэропортом Толмачево, а также воздушными гаванями Томска, Барнаула, Читы и Астрахани). Все это позволяет прогнозировать хорошее будущее для горно-алтайского аэропорта.

Разрешившаяся интрига

Новосибирская мостостроительная компания «Сибмост» (объем выполненных работ в 2010 году составил чуть менее 9 млрд рублей) приобрела 100-процентный пакет акций ОАО «Аэропорт Горно-Алтайск» в конце ноября 2010 года. Покупка непрофильного актива выглядела странной. Поскольку «Сибмост» свои действия не объяснял, журналистам и аналитикам пришлось довольствоваться собственными версиями.

Первую озвучил министр регионального развития Республики Алтай Юрий Сорокин. Он объяснил, что «Сибмост» выступает генподрядчиком реконструкции ВПП, осуществляемой за счет госбюджета. И просто решил развивать весь аэропорт сразу. «В проекте заложено, что в сентябре 2011 года мы уже будем принимать первый технический рейс», — говорил Сорокин. Кроме того, аналитики предполагали, что, приобретя единственный аэропорт в регионе, «Сибмост» рассчитывает на получение крупного федерального транша (в том числе по линии финансирования особой экономической зоны и федеральной целевой программы по развитию региональных аэропортов). Событие также нельзя было не связать с тем, что президент «Сиб­моста» Альберт Кошкин (которому принадлежит 93% акций компании) является председателем совета директоров авиа­компании «Сибирь» (бренд S7 Airlines), значит, мог бы лоббировать интересы S7 на Алтае.

Точку в этих обсуждениях поставил генеральный директор «Сибмоста» Владислав Кошкин, в интервью «Эксперту-Сибирь»сообщивший о планах по развитию аэропорта. «Мы приобрели аэропорт Горно-Алтайска потому, что видим здесь перспективы и рассчитываем на увеличение стоимости этого актива. Регион чрезвычайно привлекателен, и у нас есть прогноз, что перевозки сюда возрастут на порядки и через несколько лет будут осуществляться в больших объемах. Бизнес-план, который составили прежние владельцы аэропорта, серьезно проработан, и мы с ним согласны», — пояснил Кошкин. По его словам, объем инвестиций в развитие аэропорта Горно-Алтайска составит более 200 млн рублей, поверх стоимости реконструкции ВПП. Из них 100 млн рублей будут потрачены на здание аэропорта, и еще столько же на закупку наземной техники для обслуживания полетов.

Впрочем, аналитики сомневаются в прибыльности инвестиций в подобные инфраструктурные проекты. Так, соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов считает, что гарантированно прибыльными могут быть только аэропорты с пассажиропотоком более 2 млн человек в год. «Сама по себе авиационная деятельность не позволит окупить инвестиционные затраты. Теоретически вложения в реконструкцию могут окупиться только при условии, что земли вокруг аэропорта будут использованы под строительство коммерческих объектов. В России под эти критерии подходят пять-шесть крупных аэропортов — московский узел, питерский Пулково, екатеринбургский Кольцово и Толмачево. Горно-Алтайск в этот перечень, увы, не входит. Малый аэропорт вообще будет рентабельным для собственника только в том случае, если в нем будет оказываться какая-то уникальная услуга или размещено что-то сверхприбыльное, например, производство борт-питания». Вместе с тем, после достижения планируемых объемов пассажиропотока (150 тыс. человек в год) аэропорт Горно-Алтайска займет не последнее место среди других воздушных гаваней.

Так или иначе реконструкция ВПП завершится осенью этого года. Реконструированная полоса сможет принимать пассажирские самолеты класса Boeing 747. Если эти планы будут выполнены (в чем, очевидно, сомневаться не стоит), аэропорт Горно-Алтайска сможет принимать современные самолеты с полноценной вместимостью. Сейчас туда летает только Ан-24, способный перевозить не более 48 человек, а еще раньше имел право принимать самолеты вмести­мостью до 30 пассажиров. Поэтому планы у «Сибмоста» определенные: в сезон 2012 года запустить прямой рейс Москва – Горно-Алтайск. «Альберт Александрович как председатель совета директоров S7 уже обратился к компании с инициативой открыть рейсы до Москвы. Хотя мы рады видеть в аэропорту любого перевозчика, и все авиакомпании получат приглашение, пока соответствующее предложение сделано только S7, и они в целом не против», — констатировал Владислав Кошкин.

Толмачево поможет

Другой важный вопрос — оперативное управление аэропортом. Хотя у Владислава Кошкина есть опыт работы в авиационном бизнесе (до 2003 года нынешний генеральный директор «Сибмоста» работал в авиакомпании «Сибирь», последняя должность — директор по продажам), понятно, что максимально эффективно управлять аэропортом Горно-Алтайска мостостроители не смогут. Поэтому неизбежно должен был возникнуть вопрос привлечения на объект профессиональной управляющей компании. «В настоящий момент мы управляем аэропортом сами, но вопрос о возможности привлечения профессиональных менеджеров, которые специализируются на управлении аэропортами, рассматривается. В частности, речь идет о компании «Новапорт». Другое дело, что сейчас важнее, кто вложит деньги и возьмет на себя ответственность за пассажиропоток. Пока деньги вкладываем мы», — рассказывает Владислав Кошкин.

Свою заинтересованность аэропортом Горно-Алтайска генеральный директор ООО «Новапорт» Михаил Смирнов подтвердил, а генеральный директор аэропорта Толмачево Александр Бородин рассказал, что менеджмент новосибирской воздушной гавани уже ведет работу в Горно-Алтайске. «В горно-алтайский аэропорт уже два раза выезжали специалисты Толмачево, которые представят собственнику отчет о состоянии объекта. Менеджеры будут оказывать содействие коллегам из Горно-Алтайска, и руководство «Новапорта» нас в этом поддерживает. В конечном счете это интересно всем сторонам, ведь развитие аэропорта в Горно-Алтайске влечет за собой увеличение потока туристов в Новосибирск и прибыли», — сообщил «Эксперту-Сибирь» Бородин.

Так что управление аэропортом Горно-Алтайска вполне может быть поручено менеджменту Толмачево, и алтайский порт станет работать в тесной связке с новосибирским. В свою очередь в «Новапорте» потенциальную успешность проекта уже могут доказать цифрами. По словам Михаила Смирнова, количество самолетовылетов аэропорта Горно-Алтайска уже превысило соответствующий показатель аэропорта Барнаула (правда, по пассажиропотоку аэропорт горного Алтая уступает степному).

Появление в истории с горно-алтайским аэропортом в качестве профессиональных менеджеров структур «Новапорта» в целом можно считать вполне ожидаемым. В последние годы эта компания активно выстраивает сеть региональных аэропортов в Сибири. С 2007 года в собственность структур Троценко перешли акции ОАО «Аэропорт Чита» (100% акций), ОАО «Авиационное предприятие «Алтай» (Барнаул, 48% акций) и ООО «Аэропорт Томск» (75% акций). А в марте этого года аффилированная с «Новапортом» компания «Комплекс АэроСервис» приобрела 51% акций новосибирского аэропорта Толмачево, объединив таким образом 89% акций самой большой воздушной гавани Сибири. С другой стороны, опыт управления аэропортами Томска и Барнаула говорит о том, что «Новапорт» готов вкладывать средства в подобные объекты, что особенно ценно для Горно-Алтайска. Так, в аэропорту Барнаула в этом году пройдет реконструкция международного сектора, а в томской воздушной гавани «Новапорт» занимается реконструкцией привокзальной площади и к 2012 году планирует создать инфраструктуру для международных рейсов.

«Деньги у компании есть, и реконструкцию аэропорта Горно-Алтайска она вполне потянет. Правда, никто точно не знает, зачем «Новапорт» несколько последних лет активно скупает малые аэропорты. Самая популярная версия — это желание продать всю сеть стратегическому инвестору. Представители компании своих планов не раскрывают, так что все разговоры о мотивации инвестора в общем и целом довольно бессмысленны: у них просто такая стратегия», — заключает Дмитрий Адамидов.

«Час-икс» для горно-алтайского аэропорта наступит не раньше лета 2012 года. Именно в это время, на которое в «Сибмосте» планируют запуск прямого авиационного сообщения Горно-Алтайска с Москвой, станет понятно, насколько успешно сработали инвесторы, менеджмент и региональное правительство, роль которого, кстати, в этих процессах не самая последняя. В результате основной поток пассажиров в этом аэропорту неизбежно будет «туристическим», что еще раз поднимет на поверхность вопрос затянувшегося строительства особой экономической зоны в Республике Алтай и проблему организации цивилизованной туристической индустрии в целом.     

Годовой пассажиропоток аэропортов Сибири (кроме миллионников Новосибирска, Красноярска и Иркутска)

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №26-27 (298) 11 июля 2011
    Экология
    Содержание:
    Идеология чистого города

    Города Сибири могут избавиться от обреченности быть самыми грязными поселениями в стране. Но для этого нужны не только миллиардные вложения национальных корпораций, но и закрепление в обществе «идеологии чистого города»

    Реклама